Материалы, присланные пользователями
Материалы, присланные пользователями

Критика методики Зайцева

3003-0103Курсивом - выдержки из описания методики Зайцева.
Уже давно замечено, что младенец, пытающийся сказать первые слова, никогда не произносит раздельно буквы, чтобы потом соединить их в слоги. И даже еще раньше, во время его лепета, никогда не слышно отдельных букв, всегда только слоги.
(на этом строится принцип обучения по слогам (складам - это слово Зайцеву больше нравится)

Младенец никогда не начинает говорить слогами! Первое, что он произносит - гласные звуки (гуление)! Только потом он соединяет два, а затем более звуков (лепет).

Второй основополагающий принцип методики Н.А. Зайцева при обучении чтению заключается в том, чтобы давать ребенку сразу весь объем, который ему предстоит освоить. Весь материал, компактно выраженный, Зайцев помещает в свои таблицы, которые на занятии размещаются на стене.

Один из основных дидактических принципов для любого обучения - двигаться от простого к сложному, не давать весь объем информации, а вводить его постепенно.

Дети, которых рано научили читать, читают, не понимая смысла: они лишь складывают символы-буквы в «правильные» сочетания, не могут пересказать содержание прочитанного, не могут «переработать» информацию. Одно из основных правил при обучении чтению: необходимо давать ребенку текст БОЛЕЕ легкий, чем он способен воспринять. То есть, «мама мыла раму» с этой точки зрения подходит, к тому же, там чрезвычайно легкие фонетические сочетания. Тексты, которые предлагает Зайцев, не адаптированы.

При слоговом методе ребенок «заучивает» сразу слоги. Обратите внимание на то, что ребенок не анализирует слово, не раскладывает его на мельчайшие составляющие. В будущем это может вызвать дисграфию. Кроме того, у детей не развивается фонетический слух, который необходим не только для успешного обучения, но и для развития мышления в целом! Чтение само по себе требует аналитико-синтетической деятельности. До 5-6 лет (минимум!) она у ребенка не развита, и опираться на неразвитую систему невозможно. Поэтому ребенок просто заучивает слоги, как попугай. Что же должно происходить на самом деле: ребенок видит символ (визуальная система), идентифицирует его (зрительная память), соотносит с соответствующим звуком (аудиальная система, оперативная память), и произносит (моторная память). Это мыслительный процесс, а не тупое заучивание!

восприятие символов формируется у детей после 5 лет, если интенсивно развивать его раньше, то страдают другие функции (память, наблюдательность, воображение, эмоциональная сфера). В отличие от умения распознавать буковки, этого развития не вернешь!

Мои личные наблюдения: у детей, которых учат читать слишком рано и по слогам, не автоматизируется навык. Что это значит? Вы не можете посмотреть на слово, хотя бы мельком, не прочитав его. Навык автоматизирован. Вам не нужно каждый раз его «включать». Я много раз проверяла таких детей - пока им не скажешь прочитать то или иное слово, они будто его не замечают! К тому же, родители не достигают главной своей цели - дети, которых рано научили читать, не любят чтение в дальнейшем. Наоборот, все дети, которые научились читать самостоятельно, любят это занятие.

Мнение профессионального логопеда kandisn :
«если бы была такая возможность, я б эти механизмы (механизмы процесса чтению из прошлого поста - М.) на каждом столбе бы написала. Меня достали уже слоговые таблицы над кроватями младенцев и восхищенные мамочки :"он так радуется, когда я показываю ему "ба" и "па"!"
и прохождение непонятно с какого перепугу в средней группе букв под лозунгом "а деткам так нравится". Хотя сад наводнен детьми с недоразвитым фонематическим слухом :(«

мои комментарии к «восхищенным мамочкам»: дети нас любят, что бы мы с ними не делали. Ребенок счастлив, когда мама с ним играет и занимается. Поэтому он согласен терпеть любое издевательство, в том числе занятия чтением в год и т.п., он будет стараться изо всех сил угодить маме.

Часто говорят: он сам выучил буквы! Это «сам» бывает разное. Например, постоянно во время чтения ребенок вас спрашивает, и незаметно запоминает. Или вы ему один раз произнесли весь алфавит (знаю такие случаи), и он все усвоил. Но если ребенку с рождения (я не утрирую!мамы сходят с ума) вешают во всех комнатах буквы, каждый день подсовывают кубики и таблицы, а потом говорят, что он случайно их запомнил - извините, какое тут «сам»?

Обучать нужно только тогда, когда у ребенка появился собственный стойкий интерес к этому. Если ему не дается - отложите занятия! Ничего хорошего ни в плане развития, ни в плане собственно обучения чтению вы не получите!!!

3003-0101 Отдельно про алфавиты с рисунками, настенные таблицы, и прочее:
При обучении чтению надо идти от ЗВУКА, а не от БУКВЫ! Это главный принцип. То есть, все строится на развитии фонематического слуха. При заучивании букв с кубиков, алфавита с картинками, и т.. ребенок усваивает визуальный образ. И если на «А» был нарисован арбуз, у него этот арбуз застрянет надолго. Опять же, из личного опыта: спрашиваю детей, какой слово начинается на «А», допустим. Все кричат «арбуз», «аист» и прочее, что там у них нарисовано дома на кубиках и плакатах. Спрашиваю, какой звук мы слышим в начале слова «Айболит» - ноль ответов! Это не развит фонематический слух - основа чтения.

апдейт: забыла написать. у детей, которых обучали читать по слогам, падает скорость чтения в средней школе. спросите любого учителя математики - он может рассказать, что восьмиклассники не в состоянии понять текст условия задачи с первого раза, даже с трудом прочитывают его вслух. это привычка "фотографировать" текст

комментарий radkin (будущий нейропсихолог, психолог, педагог, консультант)
"+100
Действительно кричать на каждом углу и писать на заборах!!!
Читаю учебник по детской нейропсихологии А.В.Семенович ("Введение в нейропсихологию детского возраста" Генезисё 2008) стр 45-46
"Энергия мозга конечна в каждый отдельный момент онтогенеза человека; более того, в ходе развития ребенка она ситуативно направляется в достаточно узкое русло, заданное его индивидуальной генетической программой.Если задача, предлагаемая социумом ребенку, входит в противоречие с актуальной для его мозга ситуацией или просто опережает её, происходит энергентическое и информационное обкрадывание. Наиболее вредноносно это сказывается на статусе тех процессов, которые в этот конкретный момент времени активно развиваются.
Ярким примером такого неадекватного перераспределения церебральной энергии является ранее (2-3 года) обучение ребенка буквам и цифрам......
Многократно эмпирически доказано, что в этом случае реакция, которая может быть и отсроченной по времени, обнаруживает себя в различного рода эмоционально-личностных девиациях, склонности к частым заболеваниям, аллергических явлениях, элементах логоневроза, дизартрии, тиках и навязчивых движениях.
С точки зрения нейропсихологической все эти патофеномены свидетельствуют о том, что их мозговая организация связанна с препатологическим состоянием подкорковых образований мозга. Иными словами, опережающая нагрузка на кортикальные отделы мозга, которая неизбежна при обучении чтению, письму или счету, в силу своей энергоемкости "истощила" находящиеся в сензитивном периоде развития субкортикальные образования..... последние завершают свое морфофункциональное развитие очень рано и, таким образом, не имеют достаточных ресурсов для реадаптации..."

Сильно упрощая: ранее обучение не только не полезно, но вредно и вредно необратимо, так как вмешивается в формирование мозга, ослабляя другие структуры. И это доказано ведущими специалистами по нейропсихологии, за плечами которых годы исследований, преподавания (МГУ-шные профессора, учат и в других московских ВУЗах)
??? почему об этом не знают родители???" 3003-0102

Главное, что хотят донести до родителей продавцы новомодных сомнительных методик: что папы и мамы не в состоянии научить свое чадо ничему без специальных средств и пособий. Дорогие папы и мамы! НИКТО лучше вас не научит вашего ребенка ничему!Более того, вы совершенно спокойно можете научить ребенка чему угодно БЕЗ методик, кубиков и таблиц. Потому что любое хорошее обучение основано на индивидуальных особенностях развития, а не успехе продаж кубиков Зайцева. Нужно только одно: ваше желание и знание особенностей развития. Все!

по материалам журнала http://aksik.livejournal.com



Группа Семья Растет на Facebook!

Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.

Последние Комментарии



  • Гость

    Гость 02-09-14 20:03:44

    Сейчас изучаю методику Зайцева, нужно по работе. Читаю разные точки зрения. По статье: критика подхода "дать" сразу все - не совсем верна. Склады у Зайцева - не простое и сложное, а элементы среды, как камни, листья, деревья... Ну, мне так показалось. И поэтому можно дать ребенку всю картину целиком, как высыпать перед ним банку с раковинами. Он смотрит, трогает и оно само запечатляется. Нет простых и сложных ракушек. Так и со складами - они просто есть и ребенок с ними знакомится, а не изучает. У него вообще акцент на естественности и спонтанности обучения. Так что вполне справедливая критика раннего обучения к методике Зайцева не совсем применима.
    Фонематический слух у Зайцева как раз развивается неплохо, видимо, автор статьи знает только о кубиках, но не знает об авторских напевках, которые в методике важнее, чем кубики. "Картинок с арбузом" кстати вообще нет, это вот меня по азбуке с картинками обучали в древних 80-тых)
    Отсутствие произвольности скорее связано не с методикой Зайцева, а с неуемным желанием некоторых мамочек вырастить своего ребенка самым умным и самым ранним)
    А вот насколько сложно будет ребенку перестроиться на методику обучения в школе - хороший вопрос.

  • Гость

    Марина09-09-11 18:15:15


    Здравствуйте, уважаемые!!! Трудно спорить и возражать когда человек утверждает, подчеркивая свой авторитет заработанными регалиями. Логопед - это звучит страшно! И я не против Вас, уважаемые! Но факты порой упрямая вещь. Если не брать крайние случаи с "очумевшими" мамочками и модными развивающими центрами, то все прилично. Начиная заниматься в 5-7 лет, ребенок и читать спокойно обучается без "нервов" и слух попевками развивает. Доброжелательная атмосфера и не настойчивость помогают раскрепоститься ребенку (а разве не это основная проблема молчаливых и плохо говорящих детей??? им не дают сказать и их не слушают...) и заговорить!!! Почувствовать успех - свой! маленький! успех! От чего многие и многие взрослые плохо и неграмотно говорят??? а ведь они (мы!!!) прошли эту школу и были в обязательном порядке в обычном д.с. А кто из взрослых сделает фонетический разбор слова??? И читать я люблю не потому что знаю/не знаю слышу/не слышу фонему, а потому что испытываю удовольствие от процесса!!!
    Математика по Зайцеву также доступна и интересна для рядового ребятенка! Множество приемов работы и вариантов материалов позволяет найти оптимальный вариант для каждого ребенка. Это вариант работы без слез
    Зачем, скажите, разрабатывается такое количество развивающей литературы для дошкольников? Предполагается что ребенок должен научиться считать в пределах 10-20 и знать состав и соотносить количество и т.д. Все это дети проходят в середине певого класса!!?? Скучные тексты и до безобразия простые задачи (взятые видимо из дошкольной методички для 4-5 лет... ). Возможно же адаптировать тексты из интересной литературы (множество рассказов и про детей, и про животных, и про жизнь). Также существуют занимательные задачи и удивительная математика! Зачем внушать страх перед математикой, если многие дети любят считать? Да нужен опыт по "ощущению" чисел. Замечательный материал у Зайцева в виде карточек и "золотой материал" Монтессори. Если бы школьники побольше прикасались бы к этому всему, то страха перед математикой бы не было!
    Панацеи не существует!!!
    Удачи всем!!!

  • Гость

    Vivi23-12-10 12:25:05

    В начале статьи автор приписывает Зайцеву слова, о том, что младенец начинает говорить слогами, дальше идет уточнени, что Зайцев называет слоги складами. Любой, кто знаком с методиками Зайцева знает, что слог и склад разные вещи.
    Эта ошибка, лично мне показала, что автор некомпетентен и плохо разбирается в том, о чем пишет.

  • Гость

    Татьяна04-11-10 16:47:47

    у меня ребенок с ОНР 3 уровня нам 6 лет на следуюший год в школу,Мы занимаемся с логопедом 2 года нам поставили все звуки, чечь стала более понятна окружающим, и вот мы пошли в детский сад а там обучение чтению по Зайцеву ,За два месяца мы потеряли половину звуков не слышим их просто, слоговой анализ вообше не можем кроме гласных,
    очень страшно когда столько сил и средств вложено и все теряется с каждым днем,

  • Гость

    Mister Nik29-10-10 18:47:57

    Адель, я не буду говорить как специалист, потому что я им не являюсь, но я могу сказать как отец двоих детей, Один из которых занимался по методике Зайцева. Так вот, разница у них 5 лет. Старшая посещала обычный детский сад, никто с ней специально не занмался. В итоге, в 7 лет она уже умела читать и читала сама. Теперь берем младшую. С 3 лет мама таскала ее на курсы раннего развития. Вместо садика. Да, супер, но читать сама она все равно стала в 7 лет. Так объясните мне, какая разница?!

  • Гость

    Адель27-10-10 21:06:09

    Статья очень эмоциональная "никто лучше не научит, чем родители". А то! Только не всегда научат тому, что надо, а порой не знают такой элементарщины... Работая педагогом в центре раннего развития всё больше убеждаюсь, что для получения права стать родителем надо предварительно ещё экзамены сдавать, а то потом ищут крайних - методики не те, все кругом хотят на нас заработать - и педагоги, и логопеды, психологи и даже организаторы праздников.
    Как обычно всё сводится к тому, что кто-то изобретает и создаёт, а тот кто это не умеет - пишет всякого рода разрушительную критику. Рушить проще, чем создавать.

  • Гость

    Владимир05-10-10 00:32:25

    Да исследований-то как раз никаких и не приведено! Научное исследование - это сравнение двух репрезентативных выборок: к примеру статистически достоверное изучение детей, проходивших обучение по методикам раннего развития с детьми не проходившими такового.
    А здесь один крик и эмоции. Никакой науки.
    Про фонематический слух, необходимый для чтения - я бы даже поспорил с чисто логической точки зрения: наиболее активные читатели - это не те, которые читая "слушают радиопередачу", а как раз те, кто "смотрит кино". Да, те, кто во взрослом возрасте "проговаривают" книжку читают гораздо медленнее тех, кто схватывает не слово, а визуальный образ.

    Не научная эта статья, а частное мнение неизвестного специалиста.

    • Сергей

      Сергей05-10-10 20:50:08

      А где сказано о том, что это научная статья? и про исследования ни слова не говорится. Высказано мнение человека, который знаком с этим не понаслышке и все. откуда сразу такой негатив?

  • Гость

    Гость22-07-10 12:29:00

    Согласна полностью. Я - логопед со стажем. Работаю и в школе раннего развития и в речевом детском саду. В ШРР у меня много детей, обучавшихся чтению по методике Зайцева, которые, поступив в общеобразовательную школу, страдают нарушениями чтения и письма. Родители не понимают, что обучать чтению по этой методике можно только тех детей, у которых нет нарушений речи, но, к сожалению, год от года таких детишек все меньше и меньше.

  • Гость

    Гость23-06-10 21:57:19

    материал очень познаватнльный,информация основана на научных исследованиях,сама была поведена на раннем развитии,когда старшая еще была младенцем,сейчас ей 8,она сопротивлялась и у нас не шло,слава Богу у меня хватило ума не настаивать,потом когда перешли в вальдорфский садик ,узнала о вреде раннего развития,мой ребенок по настоящему творческий,в отличие от тех кого таскали по развивалкам с 3 лет,с младшей и заморачиваться не буду в школу в 7,без подготовительных занятий.

Гость
Имя* (4 символа мин.)
E-mail* (не публикуется)
Сообщение:

Вычислите:
двaдцaть двa плюс дeвять
(Ответ цифрами):

комментировать




Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Женские истории: нам не нравится, как мы выглядим

В определенных слоях нашего общества, да и в русскоязычной культуре в целом, тема телесности, желаний и влечений закрыта или табуирована.

добавить статью
Добавить наш Виджет на Яндекс
Лето с пользой для семьи

О программе «Летняя Школа», ее возможностях и преимуществах 4 июня в 22:00

добавить статью
Школа онлайн
Идеи для обустройства детской зоны на дачном участке.

Большинство детей проводят лето на даче, поэтому хочу вам предложить некоторые идеи, которые помогут вам с пользой и интересом провести это время.

добавить статью
Школа онлайн
Школа онлайн
Про пространство и порядок

Необходимо, чтобы с раннего возраста у ребенка было свое пространство

добавить статью
Основные принципы здорового питания детей (Часть 1)

Что главное в питании ребенка? Продукты должны быть качественными. Это не значит - дорогими. Это значит - как можно более натуральными. Большинство из нас живет в городах, но даже в городе можно постараться приблизить питание ребенка к природному. Например, поискать натуральное молоко, яйца, чаще использовать овощи и фрукты с дачи.

добавить статью
Личные границы

Ответьте на вопросы и попробуйте почувствовать, как они вам откликаются.

добавить статью
Про пространство и порядок

Необходимо, чтобы с раннего возраста у ребенка было свое пространство

добавить статью
Добавить наш Виджет на Яндекс
Мультфильм-страшилка «Зеленые зубы»

Мультфильм «Зеленые зубы» – обладатель Приза за лучший фильм для детей Открытого Российского Фестиваля Анимационного кино в Суздале.

добавить статью
Пасхальная открытка из цветных ниток

Простая поделка для самостоятельного детского творчества. Подходит для детей от 2 лет.

добавить статью
Поговорим о ювенальной юстиции

Что такое ювенальная юстиция и какие изменения в жизни семьи она несет.

добавить
Безмолвный крик. Фильм об абортах.

Изображение 12-недельного ребенка появляется на ультразвуковом экране. Мы видим, каким образом совершается аборт на сроке беременности в 12 недель. А сейчас мы увидим фильм - впервые сделанную в реальном ультразвуковом изображении запись аборта.

добавить
Журнал

журнал многодетная семья
Продолжается подписка на журнал "Многодетная семья" на 2011 год.
Подписаться можно по каталогу «Роспечать» во всех почтовых отделениях, или заполнив форму на нашем сайте.

добавить журнал

Екатерина
Здравствуйте.Моему ребенку 3 месяца, мы на грудном вскармливании.2 дня сильно болел зуб, была высокая температура.Сегодня зуб удалили, но температура не падает.Держится 37.6 - 38. Скажите как мне быть...

Клевошина Екатерина
Здравствуйте!
При температуре маме надо продолжать кормить ребенка как обычно. Никакого вреда для ребенка мамино молоко не представляет, оно не портится, не скисает. Наоборот, в женском молоке со далее...

Задайте свой вопрос

Роды без страха, Грантли Дик-Рид

Страх перед предстоящими родами всегда беспокоил будущих мам. Зачастую этому способствовала и сама медицина, утверждавшая, что роды без боли невозможны. Выдающийся английский врач Грентли Дик-Рид доказал, что это не так. Его открытие стало настоящей революцией в медицине. Для безболезненных родов важны не только физическая подготовка организма, но и правильный психологический и эмоциональный настрой будущих мам.

добавить
Новостная рассылка
Подписаться на новости
подписаться
Последние комментарии

48/0.0828733444214 0.120166063309