Главная / Статьи / Демография и статистика / Образ семьи в современной культуре

Образ семьи в современной культуре

Образ семьи в современной культуре


7LV53ICAZSKQ7ECAW8T819CANZ5DIQCA1W86IFCAWT0IO0CAVM2UAWCAS9UIXCCAH05O4LCALZE419CARDJHN1CAJWVVJQCAPR80S5CAJY8D4LCAHME6C5CALN048PCAA3S3KLCA1POM93CAXXIZ2OCA9PE2OU Практически каждый автор публикации по семейной тематике констатирует плачевное состояние семьи в современном мире (высокий процент разводов, низкие показатели детности и рождаемости, депопуляция, одиночество, внебрачные дети и т.п.). Акцентирование внимания общественного мнения на этих проблемах действительно важно, но еще более важен поиск путей изменения этих тенденций, хотя бы ради сохранения населения и его пополнения естественным путем, а не с помощью клонирования.

Сотрудниками, аспирантами и студентами кафедры социологии семьи и демографии МГУ под руководством профессора А.И.Антонова проводятся многочисленные исследования семьи как социального института и как среды (группы), где проходит обычная повседневная жизнь каждого человека. Особенно интересно восприятие семьи отдельным человеком и отражение его в общественном мнении. Для этого используется глубокий, сложной, порой труднообъяснимый, но очень многогранный феноменологический подход. Объекты для исследований выбираются самые разные, нередко нетрадиционные для социологии, например: в литературе - женские романы, в телепродукции - сериалы, в фольклоре - анекдоты, в живописи - семейные портреты, только предмет изучения остается постоянным - семья. Конечно, сами по себе исследования не превратят семью из падчерицы в Золушку в обществе, но именно они помогают разрабатывать научно обоснованную программу улучшения ее социально-экономического положения в рамках приоритетных национальных проектов.

Поднимаемая общественными организациями, в числе которых и «Рождение», и родительская школа «Драгоценность», проблема качества медицинской помощи в сфере родовспоможения, да и всего репродуктивного здоровья россиян, остра и актуальна, особенно в условиях сверхнизкой рождаемости, далекой даже от простого замещения поколений, растущей депопуляции и падения ценности семейного образа жизни. Повышение ценности последнего, кстати, является одной из задач упомянутой организации «Рождение». Поэтому важно, чтобы женщины захотели(!) рожать: дома или в роддоме, сами или с отцом ребенка, сидя или лежа, и чтобы могли выбирать, как это сделать. Без желания иметь нескольких детей, улучшения условий и ситуации родов существенно не увеличить количество рождений. Поэтому и нужна работа в нескольких направлениях: социальном - когда статус матери нескольких детей и хорошей жены не менее престижен и уважаем, чем успешного профессионала; материальном - когда в период ухода за детьми женщина не остается практически без средств к существованию или ее доход равен прожиточному минимуму; моральном - когда состояние материнства дает ощущение счастья, удовлетворения и самореализации; когда рождение ребенка ожидается как дар и благо, а не как мучения и страдания. Чему и должны быть посвящены усилия государственных, общественных, коммерческих и некоммерческих структур.

Описываемые далее исследования дают понять, какой же семья предстает перед нами с экранов телевизоров, в современных газетных публикациях, музыкальном творчестве, литературе, адресованной женской аудитории. Например, работа студентки Юлии Перченко (под руководством научного сотрудника О.Лебедь) была посвящена изучению телесериалов мелодраматического характера. Это были преимущественно зарубежные сериалы. В 23 сериалах, идущих на одной неделе, выделено 54 пары, которые «проанкетированы» по разработанной студенткой анкете на предмет их семейных характеристик (возраст, наличие и продолжительность брака, количество детей, некоторые мотивационные установки взаимодействия, личностные особенности). Результаты анализа показали, что большой процент (более 95%) действующих лиц во всех сериалах являются членами либо родительской, либо своей собственной семьи. Практически нет действующих лиц, родственные или семейные отношения которых совсем не упоминались бы. Т.е. статус человека как члена семьи традиционен и распространен как в жизни, так и в кино (в жизни, кстати, процент одиночного проживания выше, до 1/6 части).

Женщина чаще всего (в 78%) моложе мужчины, или ровесница ему (16%); в больше, чем половине пар (57%) - домохозяйка, имеющая хобби, или дело, приносящее не финансовое обеспечение, а лишь удовольствие.

В 82% это первый брак, стаж которого колеблется от 1 до 10 лет (60% случаев) и от 10 до 25 лет (26%). В семье 2 или 3 ребенка (средняя детность для всех исследованных пар - 1,65 ребенка, а для пар с детьми - 2,3 ребенка).

Несколько слов о качестве брака: главным мотивом вступления в брак является любовь - 57% (если брак заключен не по любви, вскоре он распадается), герои не стремятся к разводу, даже если была измена, и в 80% случаев сохраняют семью из-за любви или из-за детей.

Причины разводов в таких сериалах фигурируют следующие: недостаток внимания со стороны супруга, месть, измена, желание романтики, новых ощущений. Дети представлены как большая ценность, но фигурируют мало и в основном или совсем маленькие (младенцы) или уже взрослые (как самостоятельные герои), нередко носят смысл игрушки или как средство воздействия, манипулирования другими.

Хотя в каждом сериале выстраивается свой сюжет, но типичные линии с точки зрения социологии просматриваются. Брак первый и по любви, большая потребность в детях и в их наличии, отношения супругов идеализированные, толерантность к изменам со стороны окружающих и в конечном итоге прощения супругом ради сохранения брака. Дети и беременности становятся способом заострения интриги, так же как и внебрачные связи и дети вне брака. Отношение к подобным событиям терпимо и приемлемо.

Бытовые и финансовые трудности разъедающие многие семьи изнутри, остаются в сериалах за кадром и фактически не влияют на взаимоотношения членов семьи. Браки по расчету (иногда и измены) совершаются только из-за больших денег: наследство, предприятие, акции. Типичен для сериалов хороший конец (хеппи-энд), после всех перипетий влюбленные женятся, у мужей и жен новый медовый месяц, дети и родители вместе, отрицательные персонажи наказаны и в целом добро побеждает зло. Казалось бы, чего же еще, живи и радуйся, идеальная ситуация. А в том-то все и дело, что в таких (зарубежных мелодраматических, а частично и новых отечественных) сериалах изображаются идеализированные семейные отношения, и в целом рисуется картинка семьи как способа приятного совместного времяпрепровождения: дети воспитываются не родителями, а посторонними людьми (няни, гувернантки, слуги); бытовые вопросы решаются домработницами, кухарками, горничными, водителями и проч.; отношение к внебрачным связям, неродным детям, гражданским бракам терпимое, самостоятельность и независимости каждого члена семьи приветствуется.

В обществе же это выливается в отчуждение родных людей, утрачиванию непреходящей ценности детей, ориентацию на личность, а не на семью, эгоцентризм, индивидуализм. В социальном плане это выражается в:

* нуклеаризации семей (т.е. сокращении ее до пары родителей с ребенком либо одинокой матерью или отцом);
* предпочтении карьерных достижений роли жены и матери;
* росте разводов, числа матерей-одиночек, малодетности и бездетности, а следовательно, одиночестве как социальной проблеме;
* непрочности семей; снижении статуса домохозяек.

Словно в подтверждение высказанных мыслей отечественные сериалы последних лет изображают женщину, прежде всего, как успешного профессионала, достигающего или достигшего карьерных высот, от чего страдает прежде всего ее личная(!) жизнь, а не семейная. Там же где семья фигурирует в сериале, то на ней негативно отражается занятость мамы, жены, дочери и проч. (например, «Тайны следствия», «Татьянин день», «Две судьбы», и др.)

В работе С.Семиной, посвященной изучению дамских романов, показано, что в них внимание уделено небольшому периоду семейной жизни (даже еще досемейной), а именно - процессу ухаживания, предшествующему свадьбе (это изначально был и остается один из самых романтических периодов отношений между мужчиной и женщиной, и нередко он ничего общего с семейной жизнью не имеет), или возобновлению страсти-влюбленности в уже сложившихся браках. Поэтому результаты этого исследования не могут быть приложимы ко всему жизненному циклу семьи.

Типичная картина семьи в романах такова: 74,3% пар героев не состоят в браке, лишь 6,7% посвящены семейным парам, и в 20% - развитие сюжета происходит на основе любовного треугольника, где один или оба героя состоят в браке. Причем развитие отношений идет как по пути создания повторного брака между любовниками, так и по пути сохранения уже существующей семьи. В паре практически в 95% случаев мужчина старше женщины (в 13% выборки большая разница в возрасте). Как мужчина, так и женщина работают. Брак, к которому приводят отношения в финале, заключается по любви, дети всегда желанны и никогда не выступают как помеха. К внебрачным связям как автор, так и все действующие лица относятся терпимо и с пониманием. Дети в дамских романах упоминаются нечасто и преимущественно в качестве ожидаемых (беременность).

С социологической точки зрения рассматриваемая категория романов не несет просемейной направленности, так как описываемые образы и модели поведения вряд ли воспроизводимы в реальности. Прослеживаются модели личной сконцентрированности, чувственности и гедонизма, что отнюдь не подразумевает прочности, стабильности и предпочтительности брака другим формам отношений между полами. Подобные заключения приводят к выводу, что женские романы, так же как и сериалы, не способствуют формированию ценности образов брака и детей.

Рассмотрение анекдотов как специфического отражения реальности открыло образ семьи как далеко не идиллическую картину. Хотя 2/3 выборки (общее число анекдотов в выборке 8'500) анекдотов и посвящено семье, большая часть их (82%) освящает только одну сторону семейных отношений, а именно - супружество, оставляя родительство и родство в тени. Из всего объема анекдотов о семье только 12,5% анекдотов об отношениях родителей и детей (причем в 4,5% из них - дети уже взрослые), и только 4-5% о родственных отношениях.

В массиве анекдотов о супругах чаще всего присутствует сюжет измены жены (причем ее замужний статус артикулируется) - 15,6%, либо недовольство друг другом: в 15,13% - отрицательные качества жены (как неверной, плохой хозяйки, болтушки, транжиры), и в 8,35% - мужа (пьяный, глупый, жадный, злой).

Дети в анекдотах присутствуют чаще всего как те же взрослые персонажи в контексте своей новой или намечающейся семьи, и комизм ситуации рождается между родителями и детьми, или детьми и будущими родственниками (тестем, зятем, тещей, свекровью и. т.п.). Тещи в анекдотах выглядят в самом неприглядной виде, как страшное стихийное бедствие, как нечто ужасное и неодолимое (подробнее этот вопрос освещен в моем автореферате «Социологический портрет современной семьи (на материале устной народной культуры» М.2000).

Как и предыдущие объекты исследований, анализ анекдотов приводит к неутешительным выводам относительно настоящего и будущего семьи как социального института и малой группы. Семья теряет свое значение как связующее звено между личностью и обществом, утрачивает функцию ретранслятора традиций, не выполняет функции воспроизводства населения и социализации детей, о чем свидетельствует большое количество анекдотов о супружеских отношениях, маленький процент присутствия в них детей и низкой их ценности. Недовольство супругов друг другом, детьми, родственниками говорит об эгоцентризме и разобщенности (несплоченности) семьи как целостного коллектива.

То, что все источники спроецировали одну и ту же картину не удивительно, так как источники являются отражением действительности. Задача социологов и демографов в данном случае не только констатировать факты и давать информацию. Их задачи в необходимости убеждения компетентных людей и специалистов в разработке и принятии мер по изменению формирующихся тенденций. С помощью СМИ пропагандировать просемейные ценности, «нормальность» семьи с несколькими детьми, важность и значимость детей, пытаться предотвратить описанные выше процессы и явления, пока они не стали необратимы. А вместе с общественными и государственными социальными организациями поднимать, рассматривать, высвечивать все важные стороны, влияющие на описанные процессы, будь то низкий уровень медицинского обслуживания или негативное отношение к многодетным семьям, материальная малообеспеченность или «дискриминация» по полу в сфере труда и занятости.


Автор : Ольга Лебедь, кандидат социологических наук, научный сотрудник кафедры социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Источник : http://naturalbirth.ru/public/oleb.php


Группа Семья Растет на Facebook!

Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.

Последние Комментарии



Пока еще никто ничего не сказал...
Гость
Имя* (4 символа мин.)
E-mail* (не публикуется)
Сообщение:

Вычислите:
copoк вoceмь минуc дeвять
(Ответ цифрами):

комментировать




Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Женские истории: нам не нравится, как мы выглядим

В определенных слоях нашего общества, да и в русскоязычной культуре в целом, тема телесности, желаний и влечений закрыта или табуирована.

добавить статью
Добавить наш Виджет на Яндекс
Лето с пользой для семьи

О программе «Летняя Школа», ее возможностях и преимуществах 4 июня в 22:00

добавить статью
Школа онлайн
Идеи для обустройства детской зоны на дачном участке.

Большинство детей проводят лето на даче, поэтому хочу вам предложить некоторые идеи, которые помогут вам с пользой и интересом провести это время.

добавить статью
Школа онлайн
Школа онлайн
Про пространство и порядок

Необходимо, чтобы с раннего возраста у ребенка было свое пространство

добавить статью
Основные принципы здорового питания детей (Часть 1)

Что главное в питании ребенка? Продукты должны быть качественными. Это не значит - дорогими. Это значит - как можно более натуральными. Большинство из нас живет в городах, но даже в городе можно постараться приблизить питание ребенка к природному. Например, поискать натуральное молоко, яйца, чаще использовать овощи и фрукты с дачи.

добавить статью
Личные границы

Ответьте на вопросы и попробуйте почувствовать, как они вам откликаются.

добавить статью
Мультфильм-страшилка «Зеленые зубы»

Мультфильм «Зеленые зубы» – обладатель Приза за лучший фильм для детей Открытого Российского Фестиваля Анимационного кино в Суздале.

добавить статью
Пасхальная открытка из цветных ниток

Простая поделка для самостоятельного детского творчества. Подходит для детей от 2 лет.

добавить статью
Зависимости и созависимость в семье

Встреча со специалистами по зависимостям. Обсуждение вопросов связанных с возникновением наркомании, алкоголизма и интернет зависимости у подростков.

добавить
Безмолвный крик. Фильм об абортах.

Изображение 12-недельного ребенка появляется на ультразвуковом экране. Мы видим, каким образом совершается аборт на сроке беременности в 12 недель. А сейчас мы увидим фильм - впервые сделанную в реальном ультразвуковом изображении запись аборта.

добавить

Гость
Здравствуйте,Екатерина!Я вышла замуж за человека у которого 6летний сын.Он часто живет у нас.Пару дней назад он заявил,что хочет жить с нами,т.к.мама занялась своей личной жизнью и не занимается с ним...

Бурмистрова Екатерина
Мне кажется, здесь не стоит спешить и принимать окончательные решения. Возможно, сейчас мальчик захочет жить и какое-то время проживет с вами - но вряд его выбор ни разу не поменяется за все время взр далее...

Задайте свой вопрос

Похороните меня за плинтусом, П.Санаев

От других сочинений на ту же тему эту повесть решительно отличает лирический характер, в чем, собственно, и состоят загадка и секрет ее обаяния.

добавить
Новостная рассылка
Подписаться на новости
подписаться
Последние комментарии

48/0.0889389514923 0.110021114349