Главная / Статьи / Воспитание и развитие / Проблемы младших школьников / Первоклассные трудности или Адаптация к школе

Материалы, присланные пользователями
Материалы, присланные пользователями

Первоклассные трудности или Адаптация к школе

Отзвенел первый звонок, спрятана в шкаф парадная форма. Начинаются школьные будни. Первые учебные недели особенно сложны для вчерашних дошкольников. Ведь это только в песне легко: «Называли тебя дошколенком, а теперь первоклашкой зовут». На самом же деле потребуется немало усилий и времени, чтобы ребенок адаптировался к школе и понял, что такое быть учеником, быть первоклассником.

Как отмечает наш постоянный собе­­седник, академик РАО, директор Института возрастной физиологии РАО, доктор биологических наук, профессор Марьяна Михайловна Безруких, приход в школу — это ко­­ренное изменение всего уклада жиз­­ни ребенка. Это новый режим, новые требования, новые условия жизни, новые отношения и, конеч­­но же, принципиально новый вид деятельности.Самостоятельно справиться с проблемами этого непростого периода ребенку не под силу. И здесь как никогда ему потребуется поддержка, помощь и понимание родителей.

Что же можно сделать, чтобы процесс школьной адаптации прошел мягко и относительно безболез­­ненно? Именно об этом мы и попросили сегодня рассказать Марьяну Михайловну.

Не торопите события!

О трудностях адаптации к школе слышали или чи­­тали многие родители. Но даже и такие все рав­­но полагают, что этот процесс длится дней десять, ну максимум две недели.

А потом решают: ребенок уже привык, все в порядке, пора за дело. И начинают предъявлять к нему вполне серьезные требования: чтобы был дисциплинированным, внимательным, чтобы кра­­сиво писал, чтобы не уставал…

Прежде всего, хочется подчеркнуть: адаптация не заканчивается ни через две недели, ни даже через месяц.

Она длится, как минимум, два месяца, а то и весь первый год учебы. И на протяжении всего этого времени родители будут сталкиваться с самыми разнообразными проблемами, каждая из которых требует своевременного и бережного решения.

Проблемы эти можно разделить на 2 группы:

функциональное состояние и здоровье ребенка, фактически возможность физически выдержать школьные нагрузки; психологическая адаптация в новом коллективе сверстников, взаимодействие с учителем. Остановимся подробнее на каждой.

Выстоять в бурю

Первые 3-4 школьные недели в детском организ­­ме происходит настоящая физиологическая буря. Организм ищет, как реагировать на изменив­­шиеся нагрузки. И практически все его системы — сердечно-сосудистая, эндокринная, дыхательная, нервная — функционируют в экстремальном режиме.

Ребенок здоровый, спокойный, уравновешенный может справиться с этой бурей без особого труда.

Правда, для этого школьная нагрузка должна быть соразмерной возрасту:

* занятия в первой половине дня;

* не больше 4 уроков в день;

* при составлении расписания учтена динамика ра­­ботоспособности первоклассника: на 1 уроке ре­­бенок еще не проснулся, на четвертом — уже устал.

Но таких детей совсем немного, в лучшем случае, 30 %. Остальным же 70 % такую нагрузку выдержать очень сложно.

Часто болеющие дети быстро истощаются и утомляются.И для них сложен и первый урок, и второй. И третий. А на четвертом их уже просто нет. А если, не дай Бог, на пятом-шестом есть еще какой-нибудь «факультатив», на самом деле, обязательный для всех, то ребенок заниматься просто не сможет.

Непоседы.Это не обязательно дети с синдромом дефицита внимания. И если нет жестких требова­­ний, их активность может оставаться в пределах нормы. Но высидеть 4 урока такому ребенку тоже не под силу. Уже хотя бы потому, что сидеть в непод­­вижной позе в течение 45 (и даже 40) минут подряд и напряженно слушать — сложнейшая статическая нагрузка. Попробуйте сами.

Медлительные дети.Им безумно сложно, по­­тому что они медленно включаются в работу. Из-за того, что не успевают за темпом работы класса, они находятся в постоянном напряжении и в результате переутомляются, по сути, ничего толком не сделав.

Психологические проблемы

Помимо физических нагрузок, первоклассник стал­­кивается и с проблемами психологической адапта­­ции. Необходимо искать общий язык с новыми, не­­знакомыми сверстниками. Причем в школе, где го­­раздо больше, чем в детском саду, возможностей для спонтанных, не подконтрольных взрослым контак­­тов между детьми, процесс этот может проходить довольно сложно и болезненно.

Кроме того, нужно выстроить отношения с учи­­телем, приспособиться к темпу его речи, к звуку, к громкости. И, конечно, понять, каковы его требо­­вания и ожидания. Ведь к дошкольникам и дома, и в детском саду требования применяются подчас принципиально иные.

Первоклассник же пока еще не очень хорошо понимает, как себя вести в разных ситуациях и нередко оказывается из-за этого в не­­ловком, неуютном положении.Это колоссальная эмоциональная нагрузка, справиться с которой не­­просто. И потому буквально в первые недели ребе­­нок приходит домой с жалобами на головную боль, усталость. Может снизиться аппетит, нарушиться сон, часто без причин меняется настроение. Иногда даже появляются навязчивые движения. Все это — неврозоподобные расстройства, и они свидетельству­­ют о напряженности психологической адаптации.

Важно!

Процесс адапта­­ции многократ­­но осложняется, если параллельно с общеобразова­­тельной школой ребенок начинает учиться и в музыкальной, посещать разнообразные кружки и секции. Чтобы избежать перегрузок, стоит начинать занятия в музы­­кальной, спортив­­ной, художествен­­ной школе за год до первого класса или уж отложить все это еще на год.

Внимание: требуется помощь!

Что же могут сделать родители, чтобы помочь перво­­класснику адаптироваться к новой жизни?Едва ли не самое важное — рациональный и жесткий режим.

* Вставать и ложиться в одно и то же время. Ноч­­ной сон должен составлять не менее 10 часов.

* Многим детям в первом классе необходим дневной сон. Если ребенок хочет после школы спать — очень хорошо, пусть.

* После школы обязательно хотя бы час погулять. Ни в коем случае нельзя сразу садиться за уро­­ки. (В принципе, в первом классе их задавать не должны, но практика показывает, что задают практически повсеместно).

* После 18.00 — никаких домашних заданий. В это время лучше спокойно поиграть, если есть воз­­можность — погулять перед сном и вовремя лечь спать.

Обязательно обращайте внимание на любую жа­­лобу — дети никогда не жалуются просто так.

Забудьте сакраментальный вопрос: «Что ты сегодня получил?» Никогда не оценивайте ребенка по его успехам в школе.Наши исследования пока­­зывают: 80 % всех конфликтов, которые возникают с началом обучения, — это конфликты, связанные с неудовлетворительными оценками или поведени­­ем. То есть, получается, практически любого пер­­воклашку каждый день есть за что отчитать, а вот за что похвалить — родители часто не находят.

А ведь при этом, чтобы у ребенка не пропало желание учиться, необходимы две составляющие: интерес и успешность. Но учитель может заинтере­­совать, а может не заинтересовать ребенка учебой,а вот родитель всегда может — и должен! — найти, за что поддержать и похвалить, посочувствовать, если не получается.

И, наконец, еще один, главный совет — не делать проблемы из возникающих трудностей. Все школь­­ные трудности преодолимы. Только родители должны быть конструктивными в своей помощи: не ругать, не корить, не стыдить, а действительно предлагать реальные пути решения.

Марьяна Безруких, эксперт; Ася Штейн



Группа Семья Растет на Facebook!

Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.

Последние Комментарии



Пока еще никто ничего не сказал...
Гость
Имя* (4 символа мин.)
E-mail* (не публикуется)
Сообщение:

Вычислите:
тpидцaть чeтыpe плюс чeтыpe
(Ответ цифрами):

комментировать




Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Женские истории: нам не нравится, как мы выглядим

В определенных слоях нашего общества, да и в русскоязычной культуре в целом, тема телесности, желаний и влечений закрыта или табуирована.

добавить статью
Добавить наш Виджет на Яндекс
Лето с пользой для семьи

О программе «Летняя Школа», ее возможностях и преимуществах 4 июня в 22:00

добавить статью
Школа онлайн
Идеи для обустройства детской зоны на дачном участке.

Большинство детей проводят лето на даче, поэтому хочу вам предложить некоторые идеи, которые помогут вам с пользой и интересом провести это время.

добавить статью
Школа онлайн
Школа онлайн
Про пространство и порядок

Необходимо, чтобы с раннего возраста у ребенка было свое пространство

добавить статью
Основные принципы здорового питания детей (Часть 1)

Что главное в питании ребенка? Продукты должны быть качественными. Это не значит - дорогими. Это значит - как можно более натуральными. Большинство из нас живет в городах, но даже в городе можно постараться приблизить питание ребенка к природному. Например, поискать натуральное молоко, яйца, чаще использовать овощи и фрукты с дачи.

добавить статью
Личные границы

Ответьте на вопросы и попробуйте почувствовать, как они вам откликаются.

добавить статью
Про пространство и порядок

Необходимо, чтобы с раннего возраста у ребенка было свое пространство

добавить статью
Добавить наш Виджет на Яндекс
Мультфильм-страшилка «Зеленые зубы»

Мультфильм «Зеленые зубы» – обладатель Приза за лучший фильм для детей Открытого Российского Фестиваля Анимационного кино в Суздале.

добавить статью
Пасхальная открытка из цветных ниток

Простая поделка для самостоятельного детского творчества. Подходит для детей от 2 лет.

добавить статью
Зависимости и созависимость в семье

Встреча со специалистами по зависимостям. Обсуждение вопросов связанных с возникновением наркомании, алкоголизма и интернет зависимости у подростков.

добавить
Безмолвный крик. Фильм об абортах.

Изображение 12-недельного ребенка появляется на ультразвуковом экране. Мы видим, каким образом совершается аборт на сроке беременности в 12 недель. А сейчас мы увидим фильм - впервые сделанную в реальном ультразвуковом изображении запись аборта.

добавить

LenaCo
Екатерина, здравствуйте. Спасибо Вам за аудиолекции, опубликованные на сайте. Поскольку по многим вопросам воспитания Ваша позиция кажется мне очень близкой, хотела бы спросить именно Вашего совета по...

Бурмистрова Екатерина
Здравствуйте, Лена!
К сожалению летом я не имела возможности отвечать на вопросы. Если тема по-прежнему для Вас актуальна - дайте знать. Удачи! далее...

Задайте свой вопрос

Похороните меня за плинтусом, П.Санаев

От других сочинений на ту же тему эту повесть решительно отличает лирический характер, в чем, собственно, и состоят загадка и секрет ее обаяния.

добавить
Новостная рассылка
Подписаться на новости
подписаться
Последние комментарии

48/0.102250099182 0.144603013992