Главная / Статьи / Воспитание и развитие / Проблемы младших школьников / Первоклассные трудности или Адаптация к школе

Материалы, присланные пользователями
Материалы, присланные пользователями

Первоклассные трудности или Адаптация к школе

Отзвенел первый звонок, спрятана в шкаф парадная форма. Начинаются школьные будни. Первые учебные недели особенно сложны для вчерашних дошкольников. Ведь это только в песне легко: «Называли тебя дошколенком, а теперь первоклашкой зовут». На самом же деле потребуется немало усилий и времени, чтобы ребенок адаптировался к школе и понял, что такое быть учеником, быть первоклассником.

Как отмечает наш постоянный собе­­седник, академик РАО, директор Института возрастной физиологии РАО, доктор биологических наук, профессор Марьяна Михайловна Безруких, приход в школу — это ко­­ренное изменение всего уклада жиз­­ни ребенка. Это новый режим, новые требования, новые условия жизни, новые отношения и, конеч­­но же, принципиально новый вид деятельности.Самостоятельно справиться с проблемами этого непростого периода ребенку не под силу. И здесь как никогда ему потребуется поддержка, помощь и понимание родителей.

Что же можно сделать, чтобы процесс школьной адаптации прошел мягко и относительно безболез­­ненно? Именно об этом мы и попросили сегодня рассказать Марьяну Михайловну.

Не торопите события!

О трудностях адаптации к школе слышали или чи­­тали многие родители. Но даже и такие все рав­­но полагают, что этот процесс длится дней десять, ну максимум две недели.

А потом решают: ребенок уже привык, все в порядке, пора за дело. И начинают предъявлять к нему вполне серьезные требования: чтобы был дисциплинированным, внимательным, чтобы кра­­сиво писал, чтобы не уставал…

Прежде всего, хочется подчеркнуть: адаптация не заканчивается ни через две недели, ни даже через месяц.

Она длится, как минимум, два месяца, а то и весь первый год учебы. И на протяжении всего этого времени родители будут сталкиваться с самыми разнообразными проблемами, каждая из которых требует своевременного и бережного решения.

Проблемы эти можно разделить на 2 группы:

функциональное состояние и здоровье ребенка, фактически возможность физически выдержать школьные нагрузки; психологическая адаптация в новом коллективе сверстников, взаимодействие с учителем. Остановимся подробнее на каждой.

Выстоять в бурю

Первые 3-4 школьные недели в детском организ­­ме происходит настоящая физиологическая буря. Организм ищет, как реагировать на изменив­­шиеся нагрузки. И практически все его системы — сердечно-сосудистая, эндокринная, дыхательная, нервная — функционируют в экстремальном режиме.

Ребенок здоровый, спокойный, уравновешенный может справиться с этой бурей без особого труда.

Правда, для этого школьная нагрузка должна быть соразмерной возрасту:

* занятия в первой половине дня;

* не больше 4 уроков в день;

* при составлении расписания учтена динамика ра­­ботоспособности первоклассника: на 1 уроке ре­­бенок еще не проснулся, на четвертом — уже устал.

Но таких детей совсем немного, в лучшем случае, 30 %. Остальным же 70 % такую нагрузку выдержать очень сложно.

Часто болеющие дети быстро истощаются и утомляются.И для них сложен и первый урок, и второй. И третий. А на четвертом их уже просто нет. А если, не дай Бог, на пятом-шестом есть еще какой-нибудь «факультатив», на самом деле, обязательный для всех, то ребенок заниматься просто не сможет.

Непоседы.Это не обязательно дети с синдромом дефицита внимания. И если нет жестких требова­­ний, их активность может оставаться в пределах нормы. Но высидеть 4 урока такому ребенку тоже не под силу. Уже хотя бы потому, что сидеть в непод­­вижной позе в течение 45 (и даже 40) минут подряд и напряженно слушать — сложнейшая статическая нагрузка. Попробуйте сами.

Медлительные дети.Им безумно сложно, по­­тому что они медленно включаются в работу. Из-за того, что не успевают за темпом работы класса, они находятся в постоянном напряжении и в результате переутомляются, по сути, ничего толком не сделав.

Психологические проблемы

Помимо физических нагрузок, первоклассник стал­­кивается и с проблемами психологической адапта­­ции. Необходимо искать общий язык с новыми, не­­знакомыми сверстниками. Причем в школе, где го­­раздо больше, чем в детском саду, возможностей для спонтанных, не подконтрольных взрослым контак­­тов между детьми, процесс этот может проходить довольно сложно и болезненно.

Кроме того, нужно выстроить отношения с учи­­телем, приспособиться к темпу его речи, к звуку, к громкости. И, конечно, понять, каковы его требо­­вания и ожидания. Ведь к дошкольникам и дома, и в детском саду требования применяются подчас принципиально иные.

Первоклассник же пока еще не очень хорошо понимает, как себя вести в разных ситуациях и нередко оказывается из-за этого в не­­ловком, неуютном положении.Это колоссальная эмоциональная нагрузка, справиться с которой не­­просто. И потому буквально в первые недели ребе­­нок приходит домой с жалобами на головную боль, усталость. Может снизиться аппетит, нарушиться сон, часто без причин меняется настроение. Иногда даже появляются навязчивые движения. Все это — неврозоподобные расстройства, и они свидетельству­­ют о напряженности психологической адаптации.

Важно!

Процесс адапта­­ции многократ­­но осложняется, если параллельно с общеобразова­­тельной школой ребенок начинает учиться и в музыкальной, посещать разнообразные кружки и секции. Чтобы избежать перегрузок, стоит начинать занятия в музы­­кальной, спортив­­ной, художествен­­ной школе за год до первого класса или уж отложить все это еще на год.

Внимание: требуется помощь!

Что же могут сделать родители, чтобы помочь перво­­класснику адаптироваться к новой жизни?Едва ли не самое важное — рациональный и жесткий режим.

* Вставать и ложиться в одно и то же время. Ноч­­ной сон должен составлять не менее 10 часов.

* Многим детям в первом классе необходим дневной сон. Если ребенок хочет после школы спать — очень хорошо, пусть.

* После школы обязательно хотя бы час погулять. Ни в коем случае нельзя сразу садиться за уро­­ки. (В принципе, в первом классе их задавать не должны, но практика показывает, что задают практически повсеместно).

* После 18.00 — никаких домашних заданий. В это время лучше спокойно поиграть, если есть воз­­можность — погулять перед сном и вовремя лечь спать.

Обязательно обращайте внимание на любую жа­­лобу — дети никогда не жалуются просто так.

Забудьте сакраментальный вопрос: «Что ты сегодня получил?» Никогда не оценивайте ребенка по его успехам в школе.Наши исследования пока­­зывают: 80 % всех конфликтов, которые возникают с началом обучения, — это конфликты, связанные с неудовлетворительными оценками или поведени­­ем. То есть, получается, практически любого пер­­воклашку каждый день есть за что отчитать, а вот за что похвалить — родители часто не находят.

А ведь при этом, чтобы у ребенка не пропало желание учиться, необходимы две составляющие: интерес и успешность. Но учитель может заинтере­­совать, а может не заинтересовать ребенка учебой,а вот родитель всегда может — и должен! — найти, за что поддержать и похвалить, посочувствовать, если не получается.

И, наконец, еще один, главный совет — не делать проблемы из возникающих трудностей. Все школь­­ные трудности преодолимы. Только родители должны быть конструктивными в своей помощи: не ругать, не корить, не стыдить, а действительно предлагать реальные пути решения.

Марьяна Безруких, эксперт; Ася Штейн



Группа Семья Растет на Facebook!

Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.

Последние Комментарии



Пока еще никто ничего не сказал...
Гость
Имя* (4 символа мин.)
E-mail* (не публикуется)
Сообщение:

Вычислите:
пятьдecят дeвять плюс oдин
(Ответ цифрами):

комментировать




Бурмистрова Екатерина Алексеевна

Интервью про воспитание ребенка и жизнь семьи

добавить статью
Идеи для обустройства детской зоны на дачном участке.

Большинство детей проводят лето на даче, поэтому хочу вам предложить некоторые идеи, которые помогут вам с пользой и интересом провести это время.

добавить статью
Еда не впрок: продукты, которые нельзя давать на завтрак ребенку

Завтрак – пожалуй, один из важнейших приемов пищи. Он обеспечивает нас необходимыми питательными веществами, заряжая силой и позитивом на весь день. Для ребенка, которому предстоит высокая умственная нагрузка в школе или интенсивная физическая нагрузка в спортивной секции, утренний прием пищи просто незаменим.

добавить статью
Как помочь ребенку выбрать профессию?


Очень сложный вопрос. 

Склоняюсь к специализированным программам, вот сегодня нашла объявление: 
"Школа Успеха Фонда Русской Экономики (FONDRE) открыла набор на новую п

добавить статью
Как научить ребенка не быть эгоистом

Всем хочется, чтобы даже маленький член семьи производил приятное впечатление своими качествами. Однако часто «дай мальчику покататься на самокате» оборачивается не гордостью за ребёнка, а ссорой: «Смотри, он уже сам стал кататься. С воем по земле. Тебе жалко что ли? Ты что — жадина?!». Автор статьи рассказывает — как избежать неловкости, не пряча самокат под плащ, и сделать своего отпрыска щедрым.

добавить статью
Добавить наш Виджет на Яндекс
80+ книг для детей 7-11 лет

Предлагаем вам список книг, которые было бы хорошо прочитать каждому ребёнку за время обучения в начальной школе. Он, как и все подобные списки, далеко не полон и весьма субъективен. Эти книги никак не связаны с программой по литературному чтению. В списке сознательно даны произведения современных авторов и тех писателей, которые мало издавались во времена нашего детства. То, что принято называть классикой детской литературы, известно всем, и вы легко можете сами предложить эти книги своему ребёнку. А то, что написано уже после того, как мы с вами перестали быть маленькими, часто проходит мимо нас, взрослых.

добавить статью
Летние поделки с детьми своими руками

Счастливое летнее время для детей – каникулы, свобода, прогулки, игры, поделки, творчество! Сегодня мы остановимся на поделках своими руками, которые актуально мастерить с детьми летом.

добавить статью
Зависимости и созависимость в семье

Встреча со специалистами по зависимостям. Обсуждение вопросов связанных с возникновением наркомании, алкоголизма и интернет зависимости у подростков.

добавить
Безмолвный крик. Фильм об абортах.

Изображение 12-недельного ребенка появляется на ультразвуковом экране. Мы видим, каким образом совершается аборт на сроке беременности в 12 недель. А сейчас мы увидим фильм - впервые сделанную в реальном ультразвуковом изображении запись аборта.

добавить
Cемья - Территория взросления

Семейный клуб Рождество

Электронный журнал семейного клуба "Рождество"

добавить журнал

Гость
Здравствуйте, Екатерина!
Моему сыну 10 месяцев. С рождения он спал в коляске(до 6месяцев). Мы его там укачивали. После шести месяцев начали приучать к кроватке. Сын сопротивлялся, но спал в ней п...

Бурмистрова Екатерина
Здравствуйте! Я вообще-то большой сторонник того, чтобы дети спали отдельно. Но в вашей конкретной ситуации ( именно после больницы), скорее всего сейчас действительно не время. Такого рода стресс про далее...

Задайте свой вопрос

Похороните меня за плинтусом, П.Санаев

От других сочинений на ту же тему эту повесть решительно отличает лирический характер, в чем, собственно, и состоят загадка и секрет ее обаяния.

добавить
Новостная рассылка
Подписаться на новости
подписаться
Последние комментарии

46/0.0615921020508 0.0853600502014