Strict Standards: Non-static method DbSimple_Generic::connect() should not be called statically in /var/www/semyaras/data/www/semya-rastet.ru/_classes/connect.php on line 15 Strict Standards: Non-static method DbSimple_Generic::parseDSN() should not be called statically in /var/www/semyaras/data/www/semya-rastet.ru/_classes/Generic.php on line 89 Strict Standards: Non-static method DbSimple_Generic::parseDSN() should not be called statically, assuming $this from incompatible context in /var/www/semyaras/data/www/semya-rastet.ru/_classes/Mysql.php on line 35 Психика и поведение младших школьников. Воспитание их в семье..

Главная / Статьи / Воспитание и развитие / Проблемы младших школьников / Психика и поведение младших школьников. Воспитание их в семье.

Материалы, присланные пользователями
Материалы, присланные пользователями

Психика и поведение младших школьников. Воспитание их в семье.

В жизни семилетнего ребенка, ставшего школьником, происходят серьезные перемены: увеличиваются физические, психические и эмоциональные нагрузки, изменяется режим дня, появляются новые обязанности и заботы. Подавляющее большинство детей в возрасте 7 лет готовы к школе: у них достаточно развиты память, умение управлять своим вниманием, довольно богат словарный запас. Первоклассник способен к элементарным умственным операциям, к пониманию услышанного, может в известных рамках контролировать свои эмоции и поступки.

В школе детей приучают к систематическому труду, самостоятельности, прилежанию и аккуратности. Они учатся пользоваться часами, ориентироваться во времени, ценить его. Уже в младших классах современной школы у детей развивается абстрактное мышление, способность логически рассуждать и внимательно слушать, наблюдать и запоминать, анализировать и делать выводы.

Учеба в школе обусловливает новые социальные связи, прививает детям чувства дружбы и товарищества, ответственности и долга перед коллективом. Жизненный опыт школьника быстро обогащается, поэтому его отношение к действительности становится более реальным и конкретным. В 7—11 лет у детей появляются желание помочь слабым, сочувствие попавшим в беду, стремление завоевать уважение родителей, авторитет среди товарищей и педагогов. Школа значительно расширяет кругозор ребенка, вводит его в мир совершенно новых понятий и впечатлений, оказывает глубокое влияние на мировоззрение. Дети начинают более критически воспринимать окружающий мир, более остро реагировать на несправедливость, на ущемление чувства собственного достоинства.

В первые годы учебы особенно отчетливо проявляются дефекты дошкольного воспитания: эгоизм, индивидуализм, непослушание, неуважительное отношение к старшим и товарищам, грубость, нечестность, безразличие к коллективу. Вместе с тем, школьная жизнь позволяет выявить и многие положительные черты и качества в детях, заложенные родителями и воспитателями в первые шесть лет жизни.

Для многих детей особенно трудными оказываются первые месяцы посещения школы. Родители могут вовремя прийти на помощь первокласснику, но не должны проявлять при этом чрезмерного усердия. Надо учитывать, что в возрасте 7—8 лет у детей появляется естественное желание многое делать самостоятельно, без посторонней помощи.

Глубоко заблуждаются те родители, которые без всякой нужды предлагают свои услуги первокласснику, ревниво оберегают его от посильных нагрузок, полностью освобождают от мытья посуды и уборки квартиры, от ухода за своей обувью и одеждой. Зачастую они объясняют это желанием облегчить положение школьника, перегруженного уроками в школе, занятиями музыкой и иностранным языком, но забывают о том, что чрезмерная родительская опека способствует формированию таких отрицательных черт, как беспомощность, безволие, лень, неряшливость, неумение преодолевать трудности.

Уже в младшем школьном возрасте дети должны знать, что труд — источник всех ценностей, составляющих основу благополучия семьи, а в конечном итоге — народа, государства. В процессе трудового воспитания ребятам прививается уважение к труду взрослых, их привлекают к посильной полезной деятельности дома и в школе.

Привлечение учащихся младших классов к общественно полезному труду требует контроля физических нагрузок, ибо дети 7—10 лет склонны переоценивать свои возможности, чувствуя значительный прилив сил в связи с интенсивным развитием мускулатуры.

Воспитание и обучение младших школьников строится на основе индивидуального подхода к личности ребенка, с учетом его темперамента, умственных возможностей, состояния здоровья.

На вопросе о темпераментах стоит остановиться отдельно. С древних времен выделяют четыре типа темперамента (эмоционального поведения): сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический. Академик Н.И. Красногорский конкретизировал павловское учение о типах высшей нервной деятельности применительно к детскому возрасту.

Дети-сангвиники отличаются сильным, уравновешенным типом высшей нервной деятельности, у них одинаково хорошо выражены мыслительные и эмоциональные реакции. Они способны контролировать свои эмоции и подчинять их требованиям соответствующей обстановки. Речь у сангвиников хорошо развита, громкая, быстрая, правильно построенная, богатая. Дети хорошо приспосабливаются к школьной обстановке, успешно справляются со школьными нагрузками, эмоциональны в своем поведении. Типичные черты детей-сангвиников: жизнерадостность, оптимизм, вера в свои силы и возможности, критическое отношение к недостаткам окружающих и своим. Однако нередко такие дети переоценивают свои физические и интеллектуальные возможности.

У детей-флегматиков рассудочная деятельность явно преобладает над эмоциональной сферой. Они хорошо контролируют, а при необходимости и подавляют свои эмоции и желания, без осложнений адаптируются к условиям школьной жизни. Флегматики ведут себя ровно, спокойно, речь у них неторопливая, размеренная, обычно не сопровождается жестикуляцией. В коллективе эти ребята дисциплинированны, сдержанны по отношению к собственным недостаткам и недостаткам окружающих, спокойно реагируют на порицание или одобрение их поступков, избегают конфликтов, склонны к уединению.

Дети с холерическим темпераментом отличаются выраженной эмоциональной возбудимостью, быстрой сменой настроений. Они слабо сдерживают свои желания и эмоции, действия их нередко характеризуются вспышками возбуждения, иногда агрессивностью.

К школьной жизни холерики не всегда приспосабливаются сразу, так как склонны к конфликтованию с окружающими, проявляют несдержанность на уроках, вспыльчивость, запальчивость в ответ на замечания педагога. Такие дети, с сильным, но неуравновешенным типом высшей нервной деятельности, в своем поведении больше руководствуются чувствами, желаниями и меньше — разумом. Они расположены к занятиям музыкой, живо реагируют на поэзию, изобразительное искусство.

У детей с холерическим темпераментом обострены вегетативные реакции, при любом эмоциональном возбуждении они легко бледнеют или краснеют. Он рождения у них слабо развиты тормозные процессы в коре головного мозга, поэтому им трудно преодолеть жизненные преграды. Если у такого ребенка желания не совпадают с возможностями их осуществления, в его поведении появляются негативизм, нервозность.

К холерическому типу (крайнему по своей выраженности) Н.И. Красногорский относил так называемых трудновоспитуемых детей, в поведении которых постоянно проявляются недисциплинированность, необузданность, стремление вступать в конфликты со взрослыми и сверстниками, упрощенность мышления. Воспитание их требует сугубо индивидуального подхода и является делом нелегким. Однако большинство детей холерического темперамента очень хорошо поддаются воспитательным воздействиям, если они строятся на верной педагогической основе, с учетом особенностей темперамента.

Меланхолический темперамент соответствует слабому типу высшей нервной деятельности. У меланхоличных детей ослаблены корковые и подкорковые функции нервной системы, наблюдается малая подвижность нервных процессов. Иначе говоря, у них легко истощаются мыслительные возможности и эмоциональная сфера. Дети быстро утомляются, не способны переносить ни длительные, ни одномоментные значительные психические, эмоциональные и физические нагрузки. Они обидчивы, плаксивы, самолюбивы, впечатлительны, очень чувствительны к наказаниям и поощрениям. К школьной обстановке дети-меланхолики приспосабливаются с трудом, многие из них неохотно посещают школу. При неправильном воспитании у них легко могут развиваться невротические состояния или заболевания.

Таким образом, адаптация к школьной жизни во многом зависит от типа высшей нервнрй деятельности ребенка, его эмоциональной сферы.

Немаловажное значение имеет и другой фактор — состояние здоровья младших школьников и прежде всего первоклассников. В младшем школьном возрасте довольно часто диагностируются ревматизм, хронический тонзиллит и другие заболевания, которые осложняют приспособление первоклассника к школьному режиму и отражаются на успеваемости. Это обстоятельство вынуждает вопросы об учебной нагрузке для больных и ослабленных детей решать совместно с врачом.

Характерной особенностью психоэмоциональной сферы детей в возрасте 7—10 лет является любознательность, живой интерес ко всему новому и яркому. Эта черта сочетается с выраженным стремлением многому подражать, а иногда что-то копировать без достаточно критического отношения к объекту внимания, поэтому личный пример родителей, их приемы нравственного и эстетического воздействия на ребенка имеют исключительно важное воспитывающее значение. Атмосфера дружелюбия, любви взрослых друг к другу, взаимное уважение и понимание, чуткая готовность немедленно прийти на помощь только облагораживают детей, способствуют формированию у них самых добрых душевных качеств, развивают мир их чувств, мыслей, взглядов в самом благоприятном направлении.

Дети жадно подражают не только хорошему. Они могут следовать и плохому примеру: пытаются курить, обижают слабых, проявляют жестокость к животным и т. п. Исследования А.Г. Стойко, опросившего около 5000 курильщиков, показали, что в возрасте до 10 лет начали курить 14 %, а в возрасте до 16 лет — почти 50 % мужчин. Следовательно, примерно каждый шестой ребенок начинает курить в младшем школьном возрасте, когда организм чрезвычайно чувствителен к действию табачных ядов. Несомненно, многие школьники в возрасте до 10 лет и старше приобщаются к курению, подражая родителям или другим близким.

Дурной пример родителей может быть причиной формирования у ребенка безразличия к нормам поведения в общественных местах, неуважительного и даже грубого отношения к старшим, лицам женского пола, товарищам. Если в семье царят лицемерие и обман, постоянные ссоры и скандалы, цинизм и произвол, все это обязательно наложит глубокий отпечаток на психику и поведение ребенка, может сделать его нервнобольным или человеком злым и жестоким, грубым и деспотичным, лживым и беспринципным.

Долг родителей — делать все возможное, чтобы оградить ранимую психику ребенка от воздействий, которые глубоко травмируют его неокрепшую нервную систему.

Большой моральный ущерб наносит ребенку стремление взрослых подходить к детям с иной нравственной меркой, чем к себе. Иногда родители при детях произносят бранные слова, совершают нечестные поступки, но наказывают за подобные действия своего ребенка, требуют от сына или дочери аккуратности и подтянутости, а сами неряшливы, небрежны. Лицемерное отношение к ребенку рождает в нем чувство обиды и озлобление, способствует формированию такого отвратительного качества, как лживость.

С I по IV класс у учащихся формируется критическое отношение к происходящему: дети четче отграничивают плохое от хорошего, пытаются активно вмешиваться в события школьной и семейной жизни, протестуя против фальши, обмана и т.п. Они болезненно реагируют на ущемление чувства собственного достоинства, мучительно тяжело переносят наказания, если они несправедливы или сопряжены с физическим воздействием. Телесные наказания школьников (в любой форме) совершенно недопустимы, ибо они глубоко оскорбляют детей, вызывают бурный протест, могут стать причиной нервного заболевания (заикания, невроза навязчивых движений, недержания мочи).

Педагогический опыт показывает, что дети, которые подвергаются телесным наказаниям, растут пугливыми и робкими, угрюмыми и лживыми, однако охотно вступают в драку со сверстниками, используют всякую возможность обидеть менее сильных или младших, проявляя при этом злобность и ожесточенность.

Даже так называемое легкое телесное наказание (несильный шлепок или удар) подвергает психику ребенка жесточайшему испытанию из-за столкновения в его душе противоположных чувств — любви и ненависти — к близкому человеку.

Некоторые родители считают, что основу воспитания школьника составляют строгость и суровость. Однако, часто прибегая к окрику, грубости, они не достигают желаемой цели. Чем же это можно объяснить? Ответ находим у В.Г. Белинского: «Как грубо ошибаются многие, даже лучшие из отцов, которые почитают необходимым разделять себя с детьми строгостью, суровостью, недоступной важностью! Они думают этим возбудить к себе в детях уважение и в самом деле возбуждают его, но уважение холодное, боязливое, трепетное, и тем отвращают их от себя и невольно приучают к скрытности и лживости ...».* К сожалению, в семейном воспитании школьников преобладают наказания и слабо или неумело используются меры поощрения. Средства поощрения могут быть различными, но важно использовать их разумно. Всякая крайность нежелательна: перехвалить ребенка так же опасно, как и не заметить его старательности. Уместная похвала школьника за добросовестно выполненное задание, за проявленную инициативу укрепляет его веру в свои силы и возможности, способствует развитию воли и самоутверждения.

Ребятам 7—8 лет свойственны непосредственность и доверчивость. Взрослые должны с этим считаться и бережно относиться к проявлениям честности, искренности, прямолинейности в рассуждениях и поведении детей. Ускоренное развитие интеллекта в связи с обучением в школе создает основу для более совершенного формирования эстетических и нравственных чувств у детей, для тонких переживаний, рожденных общением с природой, литературой, искусством, а главное — с людьми. Воспитание чувств у младших школьников можно считать эффективным, если родители и педагоги сумеют приобщить их к красоте природы, привить любовь к прекрасному, научат ценить душевное богатство человека, его поступки, достойные подражания.

В воспитании и обучении детей 7—10 лет велика роль эмоционального начала. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский доказывал невозможность полноценного умственного развития ребенка «без поэтической, эмоционально-эстетической струи». Он писал: «Наблюдая в течение многих лет умственный труд учеников начальных классов, я убедился, что в периоды большого эмоционального подъема мысль ребенка становится особенно ясной, а запоминание происходит наиболее интенсивно».

Следует отметить, что в возрасте 9—10 лет у девочек повышается активность желез внутренней секреции (гипофиза, половых желез). В связи с этим у них намечаются признаки формирования тела по женскому типу: более заметное отложение жира на бедрах и ягодицах, увеличение грудных желез. В 10—11 лет в организме ребенка начинает вырабатываться женский половой гормон эстроген, который из половых желез поступает в кровь и определяет развитие так называемых первичных и вторичных половых признаков. При этом состояние психоэмоциональной сферы девочки изменяется: обостряется чувство естественной стыдливости, пробуждается повышенный интерес к собственной внешности, возникают первые раздумья о своей принадлежности к женскому полу. В этом возрасте девочкам особенно необходима материнская помощь, тактичная поддержка.

В век акселерации (ускоренного физического, полового, интеллектуального развития детей и подростков) нередко первые менструации у девочек наступают не в 15—16 лет, как прежде, а в 11—12 лет. Мать или учительница (но не учитель!) должны в доверительной и доступной форме объяснить девочкам в возрасте 9—10 лет, что такое менструация, каково ее значение в жизни женщины, каков должен быть общий и гигиенический режим в такие дни. Запоздалая информация о сущности менструации иногда бывает причиной психической травмы школьницы, ибо незнакомое и неожиданное физиологическое явление может представиться как болезненное.

Основная цель родителей, воспитателей и педагогов — вырастить гармоническую личность, поэтому интеллектуальное развитие младших школьников должно сочетаться с занятиями физкультурой и спортом.

Успешное воспитание школьников в семье становится реальным, если родители стараются разобраться в интеллектуальных, эстетических и физических запросах своих детей, усваивают и применяют на практике приемы семейной педагогики, пользуются высоким авторитетом, служат для детей примером в личной и общественной жизни, в труде.

http://nashideti.3dn.ru



Группа Семья Растет на Facebook!

Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.

Последние Комментарии



Пока еще никто ничего не сказал...
Гость
Имя* (4 символа мин.)
E-mail* (не публикуется)
Сообщение:

Вычислите:
дeвянocтo ceмь плюс пять
(Ответ цифрами):

комментировать




Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Женские истории: нам не нравится, как мы выглядим

В определенных слоях нашего общества, да и в русскоязычной культуре в целом, тема телесности, желаний и влечений закрыта или табуирована.

добавить статью
Добавить наш Виджет на Яндекс
Лето с пользой для семьи

О программе «Летняя Школа», ее возможностях и преимуществах 4 июня в 22:00

добавить статью
Школа онлайн
Идеи для обустройства детской зоны на дачном участке.

Большинство детей проводят лето на даче, поэтому хочу вам предложить некоторые идеи, которые помогут вам с пользой и интересом провести это время.

добавить статью
Школа онлайн
Про пространство и порядок

Необходимо, чтобы с раннего возраста у ребенка было свое пространство

добавить статью
Основные принципы здорового питания детей (Часть 1)

Что главное в питании ребенка? Продукты должны быть качественными. Это не значит - дорогими. Это значит - как можно более натуральными. Большинство из нас живет в городах, но даже в городе можно постараться приблизить питание ребенка к природному. Например, поискать натуральное молоко, яйца, чаще использовать овощи и фрукты с дачи.

добавить статью
Личные границы

Ответьте на вопросы и попробуйте почувствовать, как они вам откликаются.

добавить статью
Про пространство и порядок

Необходимо, чтобы с раннего возраста у ребенка было свое пространство

добавить статью
Добавить наш Виджет на Яндекс
Мультфильм-страшилка «Зеленые зубы»

Мультфильм «Зеленые зубы» – обладатель Приза за лучший фильм для детей Открытого Российского Фестиваля Анимационного кино в Суздале.

добавить статью
Пасхальная открытка из цветных ниток

Простая поделка для самостоятельного детского творчества. Подходит для детей от 2 лет.

добавить статью
Поговорим о ювенальной юстиции

Что такое ювенальная юстиция и какие изменения в жизни семьи она несет.

добавить
Безмолвный крик. Фильм об абортах.

Изображение 12-недельного ребенка появляется на ультразвуковом экране. Мы видим, каким образом совершается аборт на сроке беременности в 12 недель. А сейчас мы увидим фильм - впервые сделанную в реальном ультразвуковом изображении запись аборта.

добавить
Cемья - Территория взросления

Семейный клуб Рождество

Электронный журнал семейного клуба "Рождество"

добавить журнал

Анастасия***
Екатерина, добрый день! Прочитала несколько ваших статей, очень мне понравилось, как Вы преподносите информацию и все сразу становится на свои места!!! Поэтому очень хочется получить ваш совет! Наша с...

Бурмистрова Екатерина
Здравствуйте! Поздравляю Вас - двойня это особая радость. Нашим двойняшкам скоро будет 7 лет, но я хорошо помню , как много мы смеялись в первые месяцы . Очень они были забавные. Но и трудностей тоже далее...

Задайте свой вопрос

Похороните меня за плинтусом, П.Санаев

От других сочинений на ту же тему эту повесть решительно отличает лирический характер, в чем, собственно, и состоят загадка и секрет ее обаяния.

добавить
Новостная рассылка
Подписаться на новости
подписаться
Последние комментарии

51/0.096604585647583 0.11193299293518