Главная / Статьи / Воспитание и развитие / Раннее развитие / Система Монтессори / Обратная сторона системы Монтессори

Обратная сторона системы Монтессори

Основной минус оригинальной классической системы Монтессори - это почти полное пренебрежение творческими способностями ребенка. Упражнения и дидактические материалы направлены на развитие аналитического мышления, логики, моторной деятельности, но творчество остается за кадром. Но современные группы Монтессори уделяют немало времени развитию творческих способностей — в группах есть творческие зоны, и на кругу вводятся основы художественного самовыражения.
Творчество
В Монтессори-педагогике почему-то считается, что творчество препятствует умственному развитию ребенка, хотя вся психология последнего столетия доказывает, что все обстоит совсем наоборот. Игры и творчество необходимы для стабильного эмоционального и умственного развития детей. А в группе детям играть хотя и не запрещают, но у постоянно занятых полезными пособиями малышей остается на это мало времени. Однако не следует забывать, что дети проводят в саду не все свое время. К тому же в специализированных монтессори-садах обязательно есть игровая зона или комната с «обычными», не методическими игрушками.
Похоже обстоит дело и с чтением. Детей учат технике чтения - и надо отметить, учат в достаточно раннем возрасте. Считается, что ребенок должен заниматься тем, что полезно в практической жизни, но ведь мир - это не только факты, но и чувства. Поэтому современные педагоги считают необходимым развивать и эмоциональную сферу; обсуждение книг и переживаний — неотъемлемая часть кругов.
Надо отметить еще и то, что классическая монтессори-педагогика в принципе подходит не всем детям. При всем индивидуальном подходе, некоторые особенности характера и наклонности детей в ней просто не учитываются.
Но в целом методика Мария Монтессори уже более века неизменно подтверждает свою эффективность. Главный урок, который дает и взрослым, и детям великий педагог - это свобода, самостоятельность и независимость личности. И хотя ее методика создана прежде всего для работы в группе с педагогом, очень многие ее элементы можно воплотить дома. А самое главное, попробуйте увидеть своего ребенка так, как учит Мария Монтессори - как уникальное, талантливое и удивительное существо, которое имеет полное право быть самим собой под ненавязчивым присмотром любящих его родителей.
источник
Еще один критический очерк о методике Монтессори:
Одним из недостатков системы Монтессори является преимущественное развитие аналитических способностей, логики, мелкой моторики, отсутствует развитие творческого восприятия мира ребёнком.
В системе Монтессори нет спонтанных творческих ролевых игр, они считаются бесполезными, тормозящими интеллектуальное развитие детей, предусмотрены только развивающие интеллектуальные игры.
Система Монтессори не предусматривает развитие детского художественного творчества, считая его отклонением в развитии ребёнка и уходом его от существующих проблем в вымышленный мир.Роли книг в развитии ребенка не придается никакого значения, они не запрещены, конечно. но и не считаются необходимыми. А вы представляете себе ребенка, который не полюбил чтение или хотя бы не привык читать? Каково ему придется в школе? Какую огромную часть литературного мира он не познает?
Как использовать методику МонтессориМетодика Марии Монтессори, безусловно, помогает развить внимание, творческое и логическое мышление, память, воображение, мелкую моторику. И все же, помните, что эта методика, как и многие другие, специально созданные «для развития» методики, прежде всего направлена на работу с детками с ограниченными возможностями.
Мария Монтессори работала в основном с умственно отсталыми детьми. Согласитесь, что пути развития нормального ребенка и ребенка «особого» - значительно отличаются.
Так, система Монтессори совсем не подходит замкнутым деткам. Ребенок не подойдет к педагогу сам, а согласно правил системы, пока ребенок не обратился за помощью - на него не обращают внимания. И что такой малыш будет делать на занятиях? Сидеть в уголке и наблюдать?
источник
А это мнение монтессори-педагога, работавшего лично с Марией Монтессори и наисавшей книгу о ее уникальном методе:
"Надо отметить, что я нашла один недостаток в своих записях о Montessori - то, что она не недооценивает, по моему мнению, физические объятия, нежность и домашнюю материнскую заботу, которые очень важны для ребенка. Это, хотелось бы верить, помогает ребенку вырасти уверенным в себе и независимым. Вероятно, это очень личное, и произошло из-за того, что ее незаконнорожденный сын не был с нею и был передан на воспитание, и они воссоединились, когда он вырос. Должно быть, ей тяжело было видеть, как другие матери ласкают своих малышей".
Филлис Уэлбанк "Система Монтессори: вчера, сегодня, завтра"
источник
Еще о недостатках:
Вместе с тем, данная система содержит ряд ограничений и противоречий.
Так, декларируемый тезис о предоставлении ребенку полной свободы
находится в явном противоречии с жесткой регламентацией воспитательных
воздействий. Выбор действий ребенка строго органичен имеющимся
дидактическим материалом и жестко предписанными действиями. Тезис о
самообучении ребенка и невмешательстве взрослого в его деятельность
также представляется сомнительным. И сам дидактический материал, и
способы действия с ним, и специальные упражнения по выработке послушания
- все разработано и предложено воспитателем. Так что влияние и
вмешательство воспитателя безусловно и несомненно.
Другое противоречие данной системы связано с ее задачами. Выдвигая на
первый план задачу умственного и познавательного развития, М. Монтессори
ограничивает воспитание детей работой с сенсорным материалом.
Осуществляемые с детьми упражнения органов чувств обеспечивают выработку
сенсорных дифференцировок, но мало развивают мышление ребенка. Развитие
мышления и сознания ребенка невозможно без усвоения языка и овладения
речью. Игнорирование роли речи в умственном развитии ребенка является
серьезным ограничением данной системы.
Система нивелирует также значение такой важнейшей в дошкольном возрасте
формы деятельности, как свободная сюжетно-ролевая игра, в которой
развиваются творческое начало ребенка и многие важнейшие качества его
личности. Кроме того, серьезную критику вызывает сугубо индивидуальный
характер деятельности детей в рамках данной системы. Каждый ребенок
работает самостоятельно, независимо от других и отвечает только за себя.
Все это ведет к возникновению индивидуалистических черт характера и
отнюдь не способствует развитию детских взаимоотношений. Возможно, в
этой связи система М. Монтессори становится популярной и востребованной в
тех обществах, где индивидуализм, умение быть автономным, независимым и
ответственным являются общепризнанными ценностями. В группе у каждого
свой жесткий социальный статус, изменить который нельзя. У садиков нет
"продолжения", для обычных же школ таким выпускникам часто не хватает
усидчивости, умения для совместной работы с учителем.
|
Tweet | В Мой Мир | ||
Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.
Top
Последние Комментарии
Полина05-01-20 14:01:55
Согласна с комментаторами выше, что Монтессори сад не самая лучшая идея. Слишком много противоречивых отзывов, да и потом ребенку может быть сложно в общеобразовательной школе. С другой стороны в самой методике есть и плюсы. Мы с дочкой (1,5 г) взяли несколько идей и занимаемся дома. Особенно нам нравится играть с крупами, пересыпать, вылавливать ситом из воды. А еще я нашла статью с обзором Монтессори игрушек на Алиэкспресс, вот: https://domasrebenkom.pro/2019/11/04/rannee-razvitie-montessori/
заказали себе, ждем теперь.
Николай24-10-16 10:55:25
ОТЛИЧНАЯ МЕТОДИКА ДЛЯ ДЭБИЛОВ И ДАУНОВ. Почему все так стесняются признать ЭТО, Да и ТО, что сама автор методики не раз подтверждала письменно? Даунов не мало, эта методика им хорошо подходит. ,И слава Богу, что нашелся человек, который придумал систему для больных деток. Что в этом ужасного? Но у нас-то в различных развивалках не строго придерживаются её методике. Монтессори все-таки была достаточно практичная методика - только то, что может даунам в жизни пригодиться! Сейчас же добавляется и творчество в эту систему. Так что всё отлично!
Тамара17-06-16 21:02:27
У меня есть опыт работы в Монтессори саду. Дети приходили на занятия в класс на 1.5 часа, где они прекрасно работали. Все остальное время детский сад жил в обычном режиме. Мы гуляли,читали книги, играли, кушали и спали. Занятия по ИЗО, музыке и физкультуре проводились во вторую половину дня. Результат прекрасный. Все хотели в наш детский сад. В школу наших детей брали с удовольствием, потому что они были готовы и умели работать самостоятельно. А знания у них были гораздо глубже, чем в традиционных детских садах. При этом дети не испытывали никакого давления и диктатуры. Родители довольны и дети бежали в детский сад.
арчи20-02-16 10:31:49
Как можно ожидать какого-то положительного эффекта от методики, разработанной человеком, который собственного ребенка отдала в другую семью? Да, да, эта любимая многими Монтессори, отдала ребенка в другую семью, официально из-за того что хотела посвятить себя детям вообще, но это - отговорка для того у кого мозгов нет.
Марина 01-08-15 09:08:09
Мне кажется, что эта система в современных условиях хорошо использовать с технологиями, например, электронный учебник.Он также учит быть самостоятельным и ответственным. Школа моего сына попала в прошлом учебном году под эксперимент Департамента образования г.Москвы по внедрению ЭУ в школы. Да, у нас выросла успеваемость за чет заинтересованности в учебе и самостоятельность, так как большинство заданий он предпочитает делать сам, так как ему это нравится. Учеба превратилась в удовольствие.
Любовь05-12-14 17:36:55
Очень правильная статья. Походили на Монтессори с малышом 2,5 лет, сплошное разочарование. Общаться детям друг с другом толком не дают, говорят маленькие и прочие странности. Конечно многое зависит от педагогов. Но! Я прочитала, что это система первоначально разрабатывалась для детей- инвалидов (умственно отсталых), тогда все понятно: надо научить их элементарным навыкам ухода за собой и возможности выполнять простые работы на конвеере. Но для здоровых детей важно научиться творчеству и свободному общению. Это и есть истинная свобода. Если вы хотите вырастить рабочего для завода или прислугу в богатый дом это методика для вас. А если вы хотели бы вырастить инженера- изобретателя, думающего врача, одаренного педагога или другую творческую и мыслищих самостоятельно личность то эта методика явно не подходит.
виктория03-06-14 12:10:31
Здравствуйте, я хожу с ребенком уже пол года в группу вместе с мамой нам сейчас 1,3 .Могу сказать что мне нравиться дети общаются, никто никого не отталкивает и все мамочки только поддерживают общение друг с другом , есть и "особые" детки но их мало .. но никто не разделяется и все вместе прекрасно проводим время.. атмосфера в группе во многом зависит и от воспитателя нам в этом план повезло в меру строгая,веселая ,легко сходится с нашими детками и умеющая правильно подсказать что делать ребенку с выбранным материалом ...
И кстати только рада когда дети растроившись или немного утомившись приходят за объятиями для подзарядки к своим мамочкам ...
Алена20-05-14 13:30:37
Меня поразил тот факт, что Монтессори была покорена идеями фашизма и сам дуче Муссолине в связи с этим поддерживает создании организации, которая проводила в жизни синтез идеи Монтессори с фашистскими идеалами.
Мне кажется это методика как раз воспитывает детей в армейском режиме, все по правилам. Хотя вроде все дозволенность, но в определенных рамках, причем в таких что ничего не хочется. Ходим в группу вроде деток 7 человек, но никто не с кем не общается. Все сами по себе заняты и не подходи не мешай, а если подошел, то только смотри. Как можно запретить (1,9) ребенку? После третьего запрета он подошел к двери и просился на улицу. Ведь дома мы все делаем сообща. Я на мгновение представила, вот если дома внедрить эту методику )))))))) Вообщем я не в восторге. За эти деньги можно покупать развивающий материал, который есть в такой группе, во-первых он будет дома всегда, а во вторых он может с ним заниматься не по часам когда водим ребенка в группу, а когда действительно захотел.
Елена15-01-14 09:09:17
Расскажу, в поддержку автора (о минусах системы Монтессори) свою историю.
Я желала своей дочке только самого хорошего, поэтому отдала ее в свое время именно в группу Монтессори. Ей было тогда 2,5 года. Ребенок ходил в сад тяжело, отпускал меня со слезами, в саду постоянно закатывал истерики. Дочка считалась "грозой" сада два года. Я понять не могда в чем дело. Через два года мы перешли в обычную группу, и ребенка стало не узнать: веселая, общительная, ходила в сад с удовольствием, воспитатели с удовольствием отзывались как о совершенно спокойном, уравновешенном ребенке, никаких истерик. Как выяснилось сильно позже - в группе Монтессори (там было всего 13 человек) старшие дети просто не хотели играть с младшими. Была дикриминация по сути по возрастному признаку (между детьми, и воспитатели в это не вмешивались - согласно принципам Монтессори), мой ребенок оказался практически в изоляции, целыми днями - одна. Воспитатели это умалчивали в тот момент. Перейдя же в другую (совершенно обычную) группу мой ребенок оказался в компании почти 20 сверстников, где она смогла найти себе друзей, приятелей для игр - все выровнялось.
Задумайтесь, когда отдаете ребенка в группу Монтессори.
PS: да, еще момент: дочку пришлось переучивать читать, потому что тот подход, который проповедует Монтессори (нанизывание бусинок)сильно отличается от слогового чтения, затрудняет ребенку восприятие читаемой информации.
AMI Montessori29-12-13 22:13:06
Главная проблема системы Монтессори в России на данный момент заключается в том, что система была создана врачом, а внедряют ее педагоги, которые в большинстве своем и понятия не имеют о физиологическом развитии ребенка. Я не говорю о том, кто пишет бесконечные статьи о данном методе и откуда черпается информация. Все современные нейрологические исследования развития мозга ребенка подтверждают то, что Мария Монтессори описала более 100 лет назад! Не лучше ли попытаться понять фундамент, на котором построен Монтессори метод, прежде чем интерпретировать систему и распространять лжеинформацию?
Мария11-11-13 00:35:21
У филологов есть такой термин "вульгарная этимология", это когда люди далекие от изучения языка, его законов и развития пытаются трактовать по-своему происхождение различных слов, встречаются забавные примеры. Эта статья из области "вульгарной педагогики". Ничего вышеизложенного в Монтессори-педагогике нет и быть не может.
Марина28-08-13 22:27:30
Ну что за бред? Такое ощущение, что статья написана людьми, нахватавшимися по верхушкам, не вникнувшими в суть системы, даже не прочитавшими биографию Марии Монтессори, не видевших практическую работу в нормальной М-группе.
Для начала, Мария работала с особыми детками только первые несколько лет, а всю остальную свою долгую-предолгую профессиональную жизнь она работала с нормальными детьми.
И всё там есть - и творчество, и свобода (но не вседозволенность), и самообучение, и социализация, и сотрудничество и совместная деятельность, и книги, и конечно же - огромная зона речевого развития. Но только если руководители и педагоги проникли глубоко в суть системы и реально её воплощают (а не "с элементами Монтессори"). И в школу такие дети приходят легко и без проблем, и отличаются от других детей в лучшую сторону, это мы видим по нашим "выпускникам". Но, ещё раз, только если это был Монтессори-садик по-настоящему. А если так, по верхам, как у авторов статьи, то конечно, и результат соответствующий.
Ну а дать "объятия, нежность и материнскую заботу" - это вообще-то функция мамы, а не воспитателя в садике.
юлия17-06-13 10:28:50
Мой ребенок уже год ходит в Монтессори сад, при том преподаватели там сертифицированы согласно американской ассоциации монтессори педагогов. У меня только положительные отзывы, там с удовольствием читают детям рассказы, только конечно основанные на реальных событиях. Творчество может быть проявлено даже в математике, это не руки испачканные в краске и затем отпечатанные на бумаге, или когда 30 детишек в саду лепят цветочек по указке воспитателя. Моя дочь дома с удовольствием играет в ролевые игры, я ей этого не запрещаю, она абсолютно нормальный ребенок, который умеет общаться со всеми детьми. Меня действительно радует, что она самостоятельно может одеться, покушать, убрать за собой игрушки. У нее нет привычки выхватывать у детей игрушки. Да это все просто, но детей в обычных садах этому не учат, кстати, может и есть хорошие сады, где и без системы монтессори с детьми действительно занимаются, на них не кричат, не говорят грубо и т . Д. Но я такой альтернативы пока в своем городе к сожалению не вижу. Иначе с удовольствием бы отдала и не платила бы такие не маленькие деньги.