Главная / Статьи / Воспитание и развитие / Игры и занятия для детей / Развивающие речевые игры для детей 3-го года жизни

Материалы, присланные пользователями
Материалы, присланные пользователями

Развивающие речевые игры для детей 3-го года жизни

0102-0102 "Прогулка на огород"

Покажите ребенку, где и как растут репка, морковка, капуста, картошка, помидоры и др. Во время прогулки показывайте на тот или иной овощ, называя его (тщательно проговаривая слоги), и просите ребенка повторять за вами название несколько раз. Возвратившись домой, разложите овощи на столе и попросите ребенка назвать их самостоятельно. Затем попробуйте составить вместе с ребенком рассказ о том, как вы ходили на огород, а затем попросите, чтобы малыш рассказал его кому-нибудь из близких, при этом помогайте ему вспоминать нужные слова, направляйте ход его мыслей.


Например, рассказ может выглядеть следующим образом: "Оля ходила вместе с мамой в огород. Там росла... (ответы: морковь, репка, картошка). Сама репка в земле сидит, а на грядке только зеленые... Что? - Листики. Оля потянула за листик и вытянула... Что? - Репку. Репка была какая? - Большая и желтая. Оля отнесла ее... Кому? - Бабушке".

"Отгадай и назови"

Цель данной игры - знакомство с назначением разных предметов. Возьмите набор игрушек и предметов: мяч, корзинку, разноцветные карандаши, погремушку, ленточку, кисточку, зверушку и т. д.

Сядьте вместе с ребенком на стулья за небольшим столиком, на котором разложите все вышеуказанные предметы. Затем, показывая на определенный предмет, спрашивайте: "Что это?" Ребенок отвечает: "Корзина". Далее следует другой вопрос:

- Для чего она нужна?
- Собирать ягоды.

После этого необходимо подтвердить правильный ответ ребенка более обширным ответом:

- Да, корзина нужна, чтобы собирать в лесу ягоды и грибы.

В случае, если ребенок не смог назвать показанный предмет, вы называете его сами и объясняете его назначение. Например:

- Это - кисточка. Она нужна, чтобы рисовать на бумаге разные картинки (так же, как карандашом). В отличие от карандаша, который пишет сам, кисточку нужно макать в цветные краски, а потом уже подносить к бумаге и водить по ней.

Каждый раз, когда вы рассматриваете какой-то предмет, его необходимо брать в руки, а затем ставить обратно на стол. Когда все предметы и игрушки будут рассмотрены, попросите малыша дать вам определенный предмет, не называя его, а только рассказывая о его функции. Например: "Принеси мне, пожалуйста, то, что надо взять с собой в лес, чтобы собирать ягоды и грибы" или "Дай мне то, чем нужно рисовать на бумаге" и т. д.

"Наша посуда"

Мама спрашивает у ребенка, хочет ли он посмотреть, какая на кухне есть посуда. Затем ведет его на кухню, сажает за стол, выкладывает перед ним тарелку, чашку, кастрюлю, ложку и т. д. и спрашивает:

- Что это?
Ребенок отвечает:
- Тарелка.
- А какая эта тарелка: большая (глубокая) или маленькая? Для чего нужна эта тарелка?

После каждого ответа ребенка мама задает следующие вопросы, например: "Что едят из этой большой тарелки, а что - из маленькой?"

После того как ребенок назовет всю показанную посуду, можно давать ему разные поручения, вроде "Принеси мне большую красную кружку"; "Поставь рядом две тарелки, положи ложку в тарелку" или "Покажи, чем наливают суп" и т. д.

Затем уберите всю посуду в шкаф и попросите, чтобы ребенок назвал предметы по памяти, задавая соответствующие вопросы: "Из чего ты кушаешь кашу?", "В чем я ее варю?", "Чем ты кушаешь суп?", "Из чего ты пьешь сок?" и т. д.

"Геометрия для маленьких"

Цель игры: научить ребенка различать и называть знакомые геометрические формы: шар, кубик, кирпичик - в разной обстановке: по предъявлению (что это?); среди других фигур, разных по названию и цвету; по слову родителя. Как и в предыдущих играх, посадите ребенка за стол либо разместитесь вместе с ним на полу и выложите перед ним все геометрические формочки. Указывая на тот или иной предмет, спрашивайте у ребенка: "Что это?" - либо уточняйте: "Это кубик?"

Если ребенок путает кубик с кирпичиком, вам следует объяснить, что кирпичик длиннее кубика и на него можно поставить два кубика. А кубик выше кирпичика, он - как маленький домик.

Рассуждая на эту тему, заставляйте работать воображение ребенка, вызывая при помощи фигур различные ассоциации, например: "Кубик - это домик, а кирпичик - дорожка к домику". Затем разложите на полу несколько фигур разной формы и предложите ребенку подать вам два кубика, один шарик, один треугольник и т. д. После того как ребенок принес предметы, попросите его правильно назвать их самому, а потом спросите, какого цвета каждая из формочек либо что за формочка того или иного цвета.

"Экскурсия по комнате"

Родители водят ребенка по комнате (например, по залу) и разговаривают с ним, обращая его внимание на различные предметы мебели в комнате, называют потолок, окно, пол и т. д. Слова, которые следует произносить при этом, примерно такие: "Что это?" - "Это потолок". - "Покажи, где ковер?" - "Очень красивый у нас ковер. А на чем он лежит?" - "На полу". - "Покажи, где у нас пол" и т. д.

"Нарисуй дом"

Для проверки того, как ребенок усвоил соответствующую группу слов в предыдущей игре, можно провести игру-беседу "Нарисуй дом". Мама рисует цветными мелками дом, ребенок называет детали рисунка: например, мама нарисовала стену и спрашивает: "Что это?" Ребенок отвечает: "Стена". - "А это что? Правильно - тоже стена... А теперь что я нарисовала? Правильно, крышу. Итак, у нашего домика есть стены, крыша, пол, только в домике темно. Чего не хватает? Правильно, окошка. А какое окошко?" - "Большое" и
т. д.

0102-0101 "Игра с куклой"

Игра проводится в детском уголке с куклой и ее вещами (с мебелью, одеждой и т. д.). Мама берет любимую куклу или мягкую игрушку ребенка, раскладывает в уголке необходимые вещи и рассуждает, каждый раз после сказанного задавая ребенку наводящие вопросы, на которые тот будет отвечать:

- Это - комната для куклы Маши. Здесь она будет жить. Как тебе, Маша, нравится комната? (Ребенок пытается ответить за куклу.)
- Комната есть, а где Маша будет спать? (Ребенок отвечает: "На кроватке".) Правильно, вот и Машина кроватка. Что же Маша будет делать? (Ребенок говорит Маше "Ложись" и укладывает ее спать.)

- Пусть Маша спит? А вдруг ей станет ночью холодно. Чем ее нужно накрыть? (Ребенок отвечает: "Одеялом".)
- Пока Маша спит, мы устроим ей комнату. Что нужно, чтобы у Маши была комната? (Ребенок отвечает: "Стол".)
- Правильно, стол. А что она будет за ним делать? ("Кушать".)
Правильно, кушать. А на чем же Маша будет сидеть? ("На стуле".) Точно, поставим Маше стул. А чем же Маша будет кушать? и т. д.

"Купание куклы"

Для игры мама берет куклу, игрушечную ванночку, кувшин с водой и дополнительные вещи:

- Сейчас мы будем купать куклу Машу. Что нам для этого нужно взять? Правильно, ванночку и воду. А что нужно сделать с Машей перед тем, как ее купать? ("Раздеть".) Разденем Машу, снимем с нее платье, трусики, башмачки. А куда мы положим одежду? ("Повесим на стул".) Что мы будем мыть Маше вначале? ("Голову".) Помыли Маше голову. А теперь что будем мыть? ("Спинку".) А чем мы будем мыть спинку? ("Мочалкой".) Потрем Маше спинку, ручки, ножки. Помыли Машу, а что будем делать дальше? Смоем мыло чистой водой. А теперь? Вытрем полотенцем и т. д.

Помыли мы Машу, что надо сделать дальше? ("Одеть".) Одели Машу. А теперь что? Правильно, уложим Машу спать.

Подобные игры могут длиться до бесконечности, но важно закончить их до того, как ребенок устанет, чтобы он лучше усвоил игру и она ему понравилась.

На примере этих развивающих упражнений вы можете сами придумать аналогичные игры с использованием предметов, цветных картинок и т. д. либо заниматься развитием речи при помощи рисования, познавательных прогулок по улице (в лесу или по комнатам дома). Другой эффективный вид занятий, позволяющий активно развивать речь ребенка третьего года, - это чтение и рассказывание сказок родителями.

В перечень произведений для чтения входят народные сказки и потешки, произведения известных писателей и небольшие рассказы русских классиков. Следует сказать, что маленьким детям легче воспринимать живой рассказ, чем чтение. Поэтому для совершенствования речи ребенка в этом возрасте родителям предпочтительнее рассказывать сказки, а лучше рифмованные коротенькие стишки, которые легко усваиваются детьми и запоминаются ими.

Рассказывая сказку или стишок, следует повторять их несколько раз, а для того чтобы это не надоедало ребенку, нужно стимулировать его к прослушиванию за счет подражательных движений, эмоциональной мимики и жестов (например: "Шу, полетели, на головку сели", "Закружились, как снежок", "Вот и люди спят" и т. п.), а также предлагая ребенку договаривать слова в рифмовках ("Пошел котик на торжок, купил котик... что? - "Пирожок".) Маленькие дети очень любят, когда говорят про них самих, поэтому используйте чаще такую возможность, называя имя своего ребенка.

по материалам сайта adalin.mospsy.ru



Группа Семья Растет на Facebook!

Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.

Последние Комментарии



  • яночка

    яночка14-04-12 15:52:55

    Почему с вашего сайта нельзя копировать информацию?

Гость
Имя* (4 символа мин.)
E-mail* (не публикуется)
Сообщение:

Вычислите:
copoк двa плюс двa
(Ответ цифрами):

комментировать




Бурмистрова Екатерина Алексеевна

Интервью про воспитание ребенка и жизнь семьи

добавить статью
Идеи для обустройства детской зоны на дачном участке.

Большинство детей проводят лето на даче, поэтому хочу вам предложить некоторые идеи, которые помогут вам с пользой и интересом провести это время.

добавить статью
Еда не впрок: продукты, которые нельзя давать на завтрак ребенку

Завтрак – пожалуй, один из важнейших приемов пищи. Он обеспечивает нас необходимыми питательными веществами, заряжая силой и позитивом на весь день. Для ребенка, которому предстоит высокая умственная нагрузка в школе или интенсивная физическая нагрузка в спортивной секции, утренний прием пищи просто незаменим.

добавить статью
Как помочь ребенку выбрать профессию?


Очень сложный вопрос. 

Склоняюсь к специализированным программам, вот сегодня нашла объявление: 
"Школа Успеха Фонда Русской Экономики (FONDRE) открыла набор на новую п

добавить статью
Как научить ребенка не быть эгоистом

Всем хочется, чтобы даже маленький член семьи производил приятное впечатление своими качествами. Однако часто «дай мальчику покататься на самокате» оборачивается не гордостью за ребёнка, а ссорой: «Смотри, он уже сам стал кататься. С воем по земле. Тебе жалко что ли? Ты что — жадина?!». Автор статьи рассказывает — как избежать неловкости, не пряча самокат под плащ, и сделать своего отпрыска щедрым.

добавить статью
Добавить наш Виджет на Яндекс
80+ книг для детей 7-11 лет

Предлагаем вам список книг, которые было бы хорошо прочитать каждому ребёнку за время обучения в начальной школе. Он, как и все подобные списки, далеко не полон и весьма субъективен. Эти книги никак не связаны с программой по литературному чтению. В списке сознательно даны произведения современных авторов и тех писателей, которые мало издавались во времена нашего детства. То, что принято называть классикой детской литературы, известно всем, и вы легко можете сами предложить эти книги своему ребёнку. А то, что написано уже после того, как мы с вами перестали быть маленькими, часто проходит мимо нас, взрослых.

добавить статью
Летние поделки с детьми своими руками

Счастливое летнее время для детей – каникулы, свобода, прогулки, игры, поделки, творчество! Сегодня мы остановимся на поделках своими руками, которые актуально мастерить с детьми летом.

добавить статью
Зависимости и созависимость в семье

Встреча со специалистами по зависимостям. Обсуждение вопросов связанных с возникновением наркомании, алкоголизма и интернет зависимости у подростков.

добавить
Безмолвный крик. Фильм об абортах.

Изображение 12-недельного ребенка появляется на ультразвуковом экране. Мы видим, каким образом совершается аборт на сроке беременности в 12 недель. А сейчас мы увидим фильм - впервые сделанную в реальном ультразвуковом изображении запись аборта.

добавить
Журнал

журнал многодетная семья
Продолжается подписка на журнал "Многодетная семья" на 2011 год.
Подписаться можно по каталогу «Роспечать» во всех почтовых отделениях, или заполнив форму на нашем сайте.

добавить журнал

Фазлетдинов Наиль Фанисович
Здравствуйте Екатерина. Вот нашёл ваш сайт. И решил воспользоваться моментом и попросить совета. У меня распалась семья. Ребёнок остался со мной. Взаимоотношения были тоже не в лучшем виде. Оказалось ...

Бурмистрова Екатерина
Здравствуйте, Наиль Фанисович! Иногда самое сложное - это принять то, что с нами произошло. Ту ситуацию, в которую нас поставила жизнь.
Тогда, постепенно, очень постепенно, Ваша психика сможет к далее...

Задайте свой вопрос

Ребенок и уход за ним, Спок Б.

Американский ученый, детский врач и педагог Бенджамин Спок приобрел мировую известность, и уже выросло не одно поколение детей, воспитанных "по Споку"

добавить
Новостная рассылка
Подписаться на новости
подписаться
Последние комментарии

46/0.070921421051 0.104418039322