Strict Standards: Non-static method DbSimple_Generic::connect() should not be called statically in /var/www/semyaras/data/www/semya-rastet.ru/_classes/connect.php on line 15 Strict Standards: Non-static method DbSimple_Generic::parseDSN() should not be called statically in /var/www/semyaras/data/www/semya-rastet.ru/_classes/Generic.php on line 89 Strict Standards: Non-static method DbSimple_Generic::parseDSN() should not be called statically, assuming $this from incompatible context in /var/www/semyaras/data/www/semya-rastet.ru/_classes/Mysql.php on line 35 Игры на развитие внимания. Игры и занятия для детей.
Авторский материал
Авторский материал

Игры на развитие внимания

Вера ЛАЧИНОВА
ВНИМАНИЕ!

ВНИМАНИЕ - это сосредоточенность на чем-либо. Оно связано с интересами, склонностями, призванием человека, от его особенностей зависят такие качества личности, как наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки. Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение ребенком доступного для него объема знаний, умений и установление контакта со взрослым. Если внимание отсутствует, ребенок не сможет научиться ни подражать действиям взрослого, ни действовать по образцу, ни выполнять словесную инструкцию. Развитие внимания тесно переплетается с развитием запоминания.


С проблемой невнимательности чаще всего сталкиваются родители детей, которые готовятся или только пошли в школу. Объясняется это тем, что учеба в классе требует большой концентрации внимания. если у ребенка действительно существуют проблемы с развитием внимания, то одними упреками «сколько раз говорила, будь внимательным!» тут не обойтись. Скорее всего, вашему ребенку понадобятся специальные занятия и дополнительные, даже медицинские и медикаментозные, меры. Так что, если учительница жалуется на вашего первоклассника или вам кажется, что он плохо учится именно из-за невнимательности, обратитесь к специалисту. Обычно помощи школьного психолога бывает вполне достаточно (если, конечно, вы станете следовать его рекомендациям).


Но и родителям детей-дошкольников следует помнить, что тренировка внимания - одна из обязательных сторон подготовки к школе. Поэтому не пренебрегайте предложенными ниже играми, позанимайтесь с малышом - так вы сможете в дальнейшем избежать огромного количества проблем.
Но сначала поговорим о том, что мешает ребенку быть внимательным.

Возрастные ограничения внимания
Когда малыш только родился, он с трудом может удерживать внимание произвольно более 1-2 минут. К трехлетнему возрасту этот лимит отодвигается до 5-10 минут, к пяти годам - к 20 минутам. И к моменту поступления в школу ребенок должен «держать внимание» 30-40 минут.


Однако даже взрослый человек не в состоянии находиться в состоянии одинаково повышенной концентрации внимания в течении хотя бы получаса. Это требует специальных тренировок. Именно поэтому работа в классе состоит из нескольких частей.

Грамотный педагог строит урок таким образом, чтобы не вызывать перегрузок внимания и давать наиболее серьезный и сложный материал именно тогда, когда ученики лучше всего смогут его воспринять.


Так что, если в тетрадях вашего «первачка» время от времени мелькают ошибки «по невнимательности», не расстраивайтесь - бить тревогу стоит лишь в том случае, если они постоянны и количество их за один урок больше трех. К 9-10 годам у детей увеличивается объем внимания настолько, что подобных «ляпов» они больше не допускают.

Мне скучно!
Обычно дети страдают проблемами именно произвольного внимания, т.е. такого, которое они сознательно специально концентрируют на той или иной деятельности. Внимание, возникшее «само собой», называют непроизвольным.


Кстати, если вашему малышу меньше 5 лет, о том, насколько внимательным он будет в будущем, можно судить именно по концентрации непроизвольного внимания - т.е. сколько времени он может провести с понравившейся ему игрушкой, слушая интересную книжку и т.п. если это время больше 30 минут - тревожиться не о чем.


Если внимание ребенка «соскальзывает», это может говорить и о том, что ему просто-напросто неинтересно. К сожалению, заботясь о том, чтобы ребенок выучил буквы, цифры, дни недели, реки и города, родители нередко забывают, что главное при подготовке к школе - это создать стойкую мотивацию к обучению. Т.е. суметь сделать процесс обучения привлекательным для ребенка, так, чтобы он каждый день, каждый урок мог находить для себя стимулы, создающие стойкий интерес к тому, о чем рассказывает учительница.

Мотивация к обучению, к сожалению, может быть только внутренней - именно поэтому у родителей и возникают такие сложности с ее созданием. Никакие обещанные конфеты, игрушки, поездки, как и страх наказания ребенку не помогут.


Как заниматься с ребенком
Предлагаемые игры подходят малышам с 3-4 летнего возраста. Если вы хотите тренировать внимание, этому надо уделять каждый день по 15 минут в течении двух-трех месяцев. конечно, для трехлетки это время надо разделить на несколько игр, которые вы будете предлагать ему сначала по одной через какие-то промежутки времени, и лишь к концу вашего «цикла» все подряд. Ребенок же 6-7 лет должен концентрироваться на одном упражнении или задании в течении 7-10 минут, после чего вы предложите ему следующее.так что, если вашему сыну или дочке предстоит в сентябре отправиться первый раз в первый класс, как раз время начинать тренировки. Тогда осенью проблем не будет!


Если ребенок очень подвижен и неусидчив, разделите поначалу задание «пополам».

Сначала, например, вы требуете от него четкого выполнения упражнения, но он может хоть на голове стоять: прыгать, бегать, крутиться, но слушать вас и делать. А в следующий раз его задача спокойно просидеть положенные 7-10 минут, но на ошибки в выполнении задания вы внимания не обращаете. И лишь через пять-шесть недель таких тренировок вы совмещаете оба требования: и сидеть спокойно, и делать все правильно. Начинайте с 3-5 минут, каждую неделю увеличивая время на 3 минуты.


Играя с малышом, скорее всего, вы столкнетесь с тем, что какой-то один вид внимания: зрительное, слуховое или моторное - у него превалирует и развит лучше, чем остальные. Это не значит, что вы можете «пропустить» все упражнения, направленные на развитие именно этого вида, сосредоточившись на остальных. Наоборот, постарайтесь создать у ребенка стабильные связи между видами восприятия и научить его «переводить» одно в другое.

Развитие зрительного внимания
НАЙДИ ДВА ОДИНАКОВЫХ ПРЕДМЕТА
Предлагается карточка с изображением пяти и более предметов, из которых два предмета одинаковые. Требуется найти одинаковые предметы, объяснить свой выбор.


ИСКЛЮЧЕНИЕ ЛИШНЕГО
Предлагается карточка с изображением 4-5 предметов, один из которых отличается от остальных. Необходимо его найти.


НАЙДИ ОТЛИЧИЯ
Предлагается карточка с изображением двух картинок, имеющих несколько различий. Необходимо как можно быстрее найти эти отличия.

ВЫКЛАДЫВАНИЕ УЗОРА ИЗ МОЗАИКИ ИЛИ ИЗ ПАЛОЧЕК
Ребенку предлагают выложить из мозаики (или палочек) по образцу букву, цифру, узор, силуэт и т.п.

НАНИЗЫВАНИЕ БУСИНОК
Ребенку предлагается образец или схема нанизывания бус (например, -ОХОХОХО- -ОООХХХООО- -ООХХОХОХХОО-), нитка или проволока, бусинки. Ребенок собирает бусы.

СРИСОВЫВАНИЕ ПО КЛЕТОЧКАМ
Ребенку дается лист в клеточку (крупную или мелкую), образец для рисования (орнамент или замкнутая фигура), карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам.

ЛАБИРИНТ
Пройти по лабиринту, прослеживая путь взором, в случае затруднения пальцем или карандашом.

НАЗОВИ ПРЕДМЕТ
Ребенку даются рисунки с замаскированными (неполными, перечеркнутыми, наложенными друг на друга) изображениями предметов. Необходимо их назвать.

СКОЛЬКО ЧЕГО?
ребенка просят осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся предметов, начинающихся на букву "К", "Т", "С", все стеклянные или металлические, все круглые, или все белые предметы.

ДОРИСУЙ
Ребенку предлагается назвать, что отсутствует в изображении предметов и дорисовть их. Примеры: дом без окон, машина без колес, цветок без стебелька и т.п.

ЗАЧЕРКНИ
Ребенку предлагается таблица, где в несколько рядов изображены знакомые предметы или геометрические фигуры. Нужно зачеркнуть, например, все елки или все квадраты.

КОРРЕКТОР
Материал: листы с крупным печатным текстом. Попросите ребенка находить и вычеркивать в тексте какую-нибудь букву. Следите, чтобы он двигался по строкам. Фиксируйте качество работы ребенка (время, за которое он просматривает 3-5 строк, количество ошибок), поощряйте его за прогресс.

РАЗВЕДЧИКИ
Ребенку предлагается рассмотреть достаточно сложную сюжетную картинку и запомнить все детали. Затем взрослый задает вопросы по этой картинке, ребенок отвечает на них.
Также развитию зрительного внимания способствуют игры в лото, домино, ориентирование на местности. Во время прогулки обращайте внимание ребенка на все, что видите вокруг: пусть он запомнит, например, сколько детишек в курточках определенного цвета было в парке, или сколько зеленых машин проехало, пока вы стояли на остановке и т.п. по дороге из детского сада попросите его описать одежду, прически детей в группе, перечислить игрушки, которые брали с собой на прогулку, рассказать, как выглядели блюда во время обеда.

Игры на развитие аудиального внимания
ЧТО ЗВУЧАЛО?
Ребенку демонстрируется звучание разных предметов (звучащих игрушек, музыкальных инструментов). Затем эти предметы звучат за ширмой, а ребенок называет, что звучало.

ЧЕТЫРЕ СТИХИИ
Играющие сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами: "земля" - руки вниз, "вода" - вытянуть руки вперед, "воздух" - поднять руки вверх, "огонь" - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

ПОСЛУШАЙ И ВОСПРОИЗВЕДИ
Ребенку предлагается воспроизводить по образцу, задаваемому взрослым, ритмичные удары палочкой по столу.

ИСКЛЮЧЕНИЕ ЛИШНЕГО
Называйте ребенку перечень пяти предметов, один из которых «лишний».

СОРТИРОВКА СЛОВ
Ребенку предлагается список из 6-10 слов, которые он должен рассортировать по общим признакам (собака, тигр - животные, автобус, машина - транспорт, хлеб, сыр - еда)

ЗАПОМИНАНИЕ
Предлагайте ребенку выучивать одно-два четверостишия каждую неделю, пересказывать сюжет просмотренного мультфильма, прослушанной книжки.

Игры на развитие моторно-двигательного внимания
КТО ЛЕТАЕТ?
Взрослый произносит слова. Если он называет летающий предмет, ребенок отвечает "летает" и изображает, что машет крыльями. Если назван нелетающий предмет, то ребенок молчит и не поднимает руки.

СЪЕДОБНОЕ-НЕСЪЕДОБНОЕ
В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.

УХО-НОС
Ребенок слушает команду: "Ухо" и дотрагивается до уха. "Нос" - дотрагивается до носа. Взрослый сначала выполняет задание вместе с ребенком, затем умышленно допускает ошибки. Ребенок должен быть внимательным и не ошибиться. (каждый день части тела можно менять)

ЗАПРЕЩЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ
Ведущий показывает детям движение, которое повторять нельзя. Затем он показывает разные движения руками, ногами. Тот, кто повторил запретное движение, выбывает из игры. Запретным может быть любое движение или сочетание движений.


Свойства внимания
Объем - это количество объектов, воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью и отчетливостью. Объем внимания взрослого человека составляет от четырех до семи объектов одновременно. Объем внимания ребенка 1-5 объектов. Для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста каждая буква является отдельным объектом. По мере овладения техникой чтения увеличивается и объем внимания, необходимый для беглого чтения.


Устойчивость - это длительность удержания внимания к одному и тому же предмету или деятельности. Показателем устойчивости внимания является высокая продуктивность деятельности в течение относительно длительного времени. Если внимание неустойчиво, то качество работы резко снижается.

Интенсивность характеризуется относительно большой затратой нервной энергии при выполнении данного вида деятельности. Внимание в той или иной деятельности может проявляться с разной интенсивностью.

Концентрация - это степень сосредоточения. Сосредоточенным называется внимание, направленное на какой-либо объект или вид деятельности и не распространяющееся на другие.

Распределение - это способность человека удерживать в центре внимания определенное число объектов одновременно, т.е. это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними.

Переключение - это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной ситуации.

Нарушения внимания
Отвлекаемость
- непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.

Рассеянность - неспособность сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Рассеянность может проявляться
а) в неспособности к сосредоточению;
б) в чрезмерной концентрации на одном объекте деятельности. Рассеянностью называют также истощаемость внимания, как следствие болезни, переутомления.

Чрезмерная подвижность внимания - постоянный переход от одного объекта к другому, от одной деятельности к другой при низкой эффективности.

Инертность - малая подвижность внимания, патологическая его фиксация на ограниченном круге представлений и мыслей.

Нарушения внимания могут быть связаны с:
Хронические заболевания, общая болезненность
Дети со слабым здоровьем отличаются высокой утомляемостью, низкой работоспособностью. Поскольку их организм ослаблен, то понижено и внимание. Такие ребятишки нуждаются в четком соблюдении режима дня, в младшей школе для них очень желателен дневной сон или, по крайней мере, часовой отдых. Они обязательно должны каждый день гулять. Им требуется специальная диета, включающая большое количество витаминов и продуктов, стимулирующих мозговую деятельность. Родителям таких детей стоит трижды продумать дополнительную нагрузку ребенка: ведь ему потребуется, скорее всего, больше времени на приготовление уроков, чем здоровым одноклассникам.

Индивидуальные особенности нервной системы
Если у ребенка сильная и подвижная нервная система, и внимание у него устойчивое, хорошо переключаемое, со стабильной концентрацией. Слабая нервная система влечет за собой и неустойчивое, плохо переключаемое внимание.
Именно таким детям обязательно нужно тренировать внимание. К тому же позаботьтесь об ограничении эмоциональных нагрузок. Если вашему ребенку 7 лет, проконсультируйтесь с психологом о том, как способствовать наиболее безболезненному прохождению им кризиса этого возраста.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью
Дети, которым поставили такой диагноз, отличаются избыточной двигательной активностью, импульсивностью, слабой концентрацией внимания, высокой отвлекаемостью. Все эти трудности, как правило, обнаруживаются задолго до поступления в школу, первый класс лишь усугубляет проблемы.
Такого ребенка ни в коем случае нельзя ругать за «неусидчивость» - это не прихоть, а заболевание. Гиперактивный малыш требует серьезного комплексного лечения (как правило, семейной терапии) у психолога, невролога и дефектолога.

Перепечатка или копирование данного материала возможны только с согласия автора.



Группа Семья Растет на Facebook!

Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.

Последние Комментарии



Пока еще никто ничего не сказал...
Гость
Имя* (4 символа мин.)
E-mail* (не публикуется)
Сообщение:

Вычислите:
двaдцaть шecть минуc дeвять
(Ответ цифрами):

комментировать



Теги: внимание  дети  игры 

Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Женские истории: нам не нравится, как мы выглядим

В определенных слоях нашего общества, да и в русскоязычной культуре в целом, тема телесности, желаний и влечений закрыта или табуирована.

добавить статью
Добавить наш Виджет на Яндекс
Лето с пользой для семьи

О программе «Летняя Школа», ее возможностях и преимуществах 4 июня в 22:00

добавить статью
Школа онлайн
Идеи для обустройства детской зоны на дачном участке.

Большинство детей проводят лето на даче, поэтому хочу вам предложить некоторые идеи, которые помогут вам с пользой и интересом провести это время.

добавить статью
Школа онлайн
Про пространство и порядок

Необходимо, чтобы с раннего возраста у ребенка было свое пространство

добавить статью
Основные принципы здорового питания детей (Часть 1)

Что главное в питании ребенка? Продукты должны быть качественными. Это не значит - дорогими. Это значит - как можно более натуральными. Большинство из нас живет в городах, но даже в городе можно постараться приблизить питание ребенка к природному. Например, поискать натуральное молоко, яйца, чаще использовать овощи и фрукты с дачи.

добавить статью
Личные границы

Ответьте на вопросы и попробуйте почувствовать, как они вам откликаются.

добавить статью
Про пространство и порядок

Необходимо, чтобы с раннего возраста у ребенка было свое пространство

добавить статью
Добавить наш Виджет на Яндекс
Мультфильм-страшилка «Зеленые зубы»

Мультфильм «Зеленые зубы» – обладатель Приза за лучший фильм для детей Открытого Российского Фестиваля Анимационного кино в Суздале.

добавить статью
Пасхальная открытка из цветных ниток

Простая поделка для самостоятельного детского творчества. Подходит для детей от 2 лет.

добавить статью
Отношения соседних номеров

Как брата помирить с братом? Как сестру научить не дразнить сестру? Эти и многие другие вопросы обсуждались на встрече клуба многодетных 21 февраля

добавить
Безмолвный крик. Фильм об абортах.

Изображение 12-недельного ребенка появляется на ультразвуковом экране. Мы видим, каким образом совершается аборт на сроке беременности в 12 недель. А сейчас мы увидим фильм - впервые сделанную в реальном ультразвуковом изображении запись аборта.

добавить
Журнал

журнал многодетная семья
Продолжается подписка на журнал "Многодетная семья" на 2011 год.
Подписаться можно по каталогу «Роспечать» во всех почтовых отделениях, или заполнив форму на нашем сайте.

добавить журнал

nadya
Уважаемая Eкатерина!Сердечно благодарю за скорый и искренний совет.Обязательно напишу маме письмо.
Бог в помощь в вашем нелёгком и нужном служении. ...

Бурмистрова Екатерина
Удачи и сил Вам ! далее...

Задайте свой вопрос

Ребенок и уход за ним, Спок Б.

Американский ученый, детский врач и педагог Бенджамин Спок приобрел мировую известность, и уже выросло не одно поколение детей, воспитанных "по Споку"

добавить
Новостная рассылка
Подписаться на новости
подписаться
Последние комментарии

51/0.12952733039856 0.14638590812683