Развитие речи детей раннего возрастаи обогащение его словаря происходит за счет слов, обозначающих предметы окружения, действия с ними, а также отдельные признаки предметов.
Особенно быстро в словарном запасе увеличивается число существительных и глаголов, а вот число используемых малышом прилагательных растет значительно медленнее.
Педагоги объясняют это, во-первых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи, во-вторых, условиями воспитания (взрослые подчас меньше внимания обращают на знакомство детей с качествами и признаками предметов).
Для более эффективной игры с мячомна развитие речи детей раннего возраста, педагоги рекомендуют изучать признаки предметов по смысловым группам:
Величина: маленький – средний – большой; высокий – низкий, широкий – узкий.
Форма: круглый, квадратный, овальный, четырехугольный, продолговатый.
Цвет: основные цвета + промежуточные цвета (оранжевый, голубой, серый).
Вкус: сладкий, горький, кислый, солёный, кисло-сладкий, вкусный, невкусный.
Температура: горячий, холодный, прохладный, тёплый.
Материал, из которого сделан предмет: железный, стеклянный, деревянный.
Принадлежность предмета: папин, мамин, медвежий, лисий.
Запах: приятный, неприятный, смолистый, цветочный.
Другие признаки: мягкий, шероховатый, колючий, честный, добрый, злой.
Довольно часто ребенок с большим трудом осваивает подбор слов с противоположным по смыслу значением (антонимов). Закрепление в речи противоположных признаков предметов оказывает немаловажное значение на развитие речи детей раннего возрастаи их ориентировку в пространстве.
Поэтому играм на закрепление знаний ребенком антонимов нужно уделять особое внимание и лучше всего проводить игры с мячомпосле предварительной работы с картинками. Например, Речка широкая, а ручеек узкий. Слон большой, а слонёнок маленький.
А теперь перейдем непосредственно к играм с мячоми будем закреплять употребление в речи малыша прилагательных. Но необходимо помнить, что правильность употребления в речи всех этих разнообразных прилагательных достигается путем неоднократного повторения слов в игровых ситуациях.
Цели данной игры:
→расширение словаря ребенка за счет прилагательных;
→закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов антонимов;
→развитие воображения, развитие памятии ловкости;
→закрепление названий основных цветов и подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет;
→развитие способности к обобщению и закрепление умения ребенка выделять общий признак в словах;
→ расширение и закрепление активного словаря ребенка.
Игра с мячом «Холодный - горячий».
Много знаем разных слов,
Скажем их наоборот.
Игра. Мама, бросая мяч малышу, произносит прилагательное, а малыш, возвращая мяч, называет прилагательное с противоположным значением.
холодный - горячий,
добрый – злой,
большой – маленький,
плохой – хороший,
высокий – низкий.
мягкий – твёрдый,
весёлый – грустный,
острый – тупой,
умный – глупый,
гладкий – шероховатый,
тяжёлый – лёгкий,
мелкий – глубокий,
тёмный – светлый,
печальный – радостный,
быстрый – медленный,
редкий – частый,
пасмурный – ясный,
Усложнение. Предложите ребенку добавить существительное – составить маленькое предложение. Например: весёлый мальчик, высокая башня, мягкое одеяло.
Игра с мячом «Лови да бросай – цвета называй».
Что у нас какого цвета –
Расскажи-ка всем об этом.
Игра. Бросая мяч малышу, Вы называете прилагательное, обозначающее цвет, а малыш, возвращая мяч, подбирает существительное, подходящее к этому прилагательному.
Красный – огонь, яблоко, мак, флаг;
Оранжевый – морковь, апельсин, заря;
Жёлтый – солнце, цыпленок, репа;
Зелёный – трава, огурец, лес;
Голубой – лёд, небо, незабудки;
Синий – море, колокольчик, чернила;
Фиолетовый – сумерки, сирень, слива.
Усложнение. Предложите ребенку добавить названное Вами существительное – составить маленькое предложение. Например: зелёная трава, синее море, красный мак.
Игра с мячом «Третий лишний».
Назовем мы Вам сейчас,
Что же лишнее у нас.
Игра. Родители, бросая мяч малышу, называет три или четыре слова и просит ребёнка определить, какое из этих слов лишнее. Малыш, определив лишнее слово, бросает мяч обратно и называет его.
Красный, синий,круглый.
Капуста, огурец,вишня.
Лето, осень, праздник, зима.
Понедельник, среда,снег, воскресенье.
Утро, ночь, день, весна.
Кружка, тарелка,яблоко.
Кролик,груша, слон, крокодил.
Игра с мячом «Чей хвост, чья голова?».
Чья у зверя голова?
Подскажи–ка нам слова.
Игра. Взрослый, бросая мяч ребенку, произносит: «У вороны голова…», а малыш, возвращая мяч, заканчивает: «…воронья». «У вороны хвост…» - «… вороний».
у рыси – рысья, рысий,
у голубя – голубиная, голубиный,
у рыбы – рыбья, рыбий,
у тигра – тигриная, тигриный,
у кошки – кошачья, кошачий,
у белки – беличья, беличий,
у сороки – сорочья, сорочий,
у овечки – овечья, овечий,
у зайца – заячья, заячий,
у оленя – оленья, олений,
у кролика – кроличья, кроличий,
у лебедя – лебединая, лебединый,
у верблюда – верблюжья, верблюжий,
у лошади – лошадиная, лошадиный,
у утки – утиная, утиный,
у лисы – лисья, лисий,
у собаки – собачья, собачий,
у птицы – птичья, птичий,
у медведя – медвежья, медвежий,
у курицы – куриная, куриный,
у орла – орлиная, орлиный.
Усложнение.Попросите ребенка составить предложения с этими прилагательными.
Игра с мячом «Что бывает круглым?»
Мы уже, конечно, знаем,
Что у нас каким бывает.
Игра. Бросая мяч ребенку различными способами, мама задает разные вопросы, на которые малыш, поймав мячик, должен отвечать, возвращая мяч.
Что бывает круглым?(мяч, колесо, шар, солнце, яблоко, луна, вишня…)
Что бывает длинным? (река, дорога, веревка, лента, нитка, шнур…)
Что бывает высоким?(дерево, гора, человек, дом, стол, шкаф…)
Что бывает зеленым?(деревья, травка, кусты, игрушка, кузнечики, платье…)
Что бывает холодным?(лёд, вода, снег, иней, роса, ночь, камень…)
Что бывает гладким?(зеркало, стекло, камень, яблоко)
Игра с мячом «Из чего сделано?»
Вот предмет, а из чего
Люди сделали его?
Игра. Мама или папа, бросая мяч малышу, говорят: «Курточка из кожи», а малыш, возвращая мяч, отвечает: «Кожаная».
Рукавички из меха... меховые
Медвежонок из плюша...плюшевый
Тазик из меди... медный
Рукавички из шерсти... шерстяные
Ваза из хрусталя ... хрустальная
Стакан из стекла... стеклянный
Стол из дерева – деревянный
Окно из пластика – пластиковое
Дом из кирпича – кирпичный
Гараж из металла – металлический
Колесо из резины – резиновое
Кораблик из бумаги – бумажный
Ванна из чугуна – чугунная
Чашка из фарфора – фарфоровая
Ведро из железа – железное
Коробка из картона – картонная
Платок из шёлка – шёлковый
Каша из гречки – гречневая
Варенье из вишни – вишнёвое
Машина для стирки – стиральная
Хлеб из ржи – ржаной
Замок из песка – песчаный
Подушка из пуха – пуховая
Шар из пластилина – пластилиновый
Кувшин из глины – глиняный
Вагон для пассажиров - пассажирский
Дочь шести лет – шестилетняя
Дом из двух этажей – двухэтажный
Язык, на котором говорят в России – русский;
в Англии – английский;
во Франции – французский;
в Испании – испанский;
в Польше – польский;
в Эстонии – эстонский;
в Украине – украинский
Усложнение. Предложите ребенку составить предложения с этими словосочетаниями.Например:у Кати есть бумажный кораблик.
Игра с мячом «Соковыжималка»
Мы усвоили урок
Выжмем мы из фруктов сок.
Игра. Взрослый, бросая или перекатывая мяч малышу, произносит: «Сок из вишни…», а малыш, возвращая мяч, называет: «… вишнёвый».
Сок из вишен – вишнёвый
Сок из груш – грушёвый
Сок из ананаса - ананасовый
Сок из слив – сливовый
Сок из яблок – яблочный
Сок из винограда – виноградный
Сок из клюквы – клюквенный
Сок из лимона – лимонный
Сок из клубники – клубничный
Сок из помидоров – томатный
Сок из тыквы – тыквенный
Сок из моркови – морковный
Сок из огурцов – огуречный
Игра с мячом «Назови ласково».
Яркий мячик ты поймай,
Да словечко приласкай.
Игра. Родители, бросая мяч малышу, говорят: «Цветок красный, а цветочек…». Малыш, возвращая мяч родителям, подбирает прилагательное с уменьшительно-ласкательным значением: «… красненький».
Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).
Груша жёлтая, а грушка … (жёлтенькая).
Чашка синяя, а чашечка …(синенькая).
Солнце тёплое, а солнышко … (тёпленькое).
Дом низкий, а домик …(низенький).
Цыплёнок пушистый, а цыплёночек …(пушистенький).
Заяц серый, а зайчонок… (серенький).
Морковь вкусная, а морковочка… (вкусненькая).
Последние Комментарии