Примечательно, что эксперименты озадачивают ребенка, дают ему возможность самостоятельно убедиться в необычных свойствах обычной воды, постичь причину происходящих явлений, приобретая знания и опыт. Поощряйте ребенка делиться своими догадками об увиденном эксперименте, делать свои предположения, объяснять.
Вкус воды
Перед проведением опыта спросите ребенка: «Какой вкус имеет вода?»
Затем дайте ему попробовать питьевую воду, После этого, в один стакан воды добавьте немного соли, в другой – сахара, размешайте и дайте малышу попробовать. Поинтересуйтесь, какой вкус приобрела вода в стаканах. Поясните, что вода приобретает вкус добавленного в нее вещества, а интенсивность вкуса воды зависит от количества этого вещества.
Цвет воды
Дайте ребенку самостоятельно поэкспериментировать с водой, добавляя в нее кристаллы марганца или краски. Также Вы можете показать им кофе, чай, кисель – они убедятся, что вода окрашивается в цвет того вещества, которое положено в нее.
Покажите ребенку, что интенсивность окрашивания зависит от количества вещества, добавленного в воду. Проведите эксперимент, добавив пару кристаллов марганца – вода окрасится в розоватый цвет, затем добавьте еще несколько кристаллов – вода приобретет фиолетовый оттенок.
Запах воды
Перед началом опыта спросите ребенка «Чем пахнет вода?». Предложите ему понюхать стаканы с водой, которые использовали в опыте «Вкус воды» (чистую воду, с солью, с сахаром).
Затем, пусть малыш закроет глаза, а вы добавьте в стакан с водой, например, сок апельсина (начинать лучше с ароматов, которые ребенку знакомы, которые он сможет определить). Дайте ребенку понюхать, чтобы он смог сделать вывод, что вода приобретает аромат добавленного в нее вещества, например, апельсин, лимон, яблоко.
Испарение воды
Налейте в прозрачный стакан кипяток и накройте его крышкой. Через пару минут покажите ребенку, как сконденсированный пар снова превращается в капельки воды, которые падают вниз. Задайте малышу вопросы «Для чего мы накрываем крышкой кастрюльку с едой?», «Где дольше чай сохраняет тепло: в блюдце или кружке и почему?»
Маленькая подводная лодка из винограда
Налейте в стакан сильно-газированную воду или лимонад и положите в нее виноградинку. Виноградинка тяжелее воды, поэтому Вы увидите, как она опускается на дно. Но к ней сразу начнут притягиваться пузырьки газа, похожие на крохотные воздушные шарики. Вскоре пузырьков станет много, так что виноградинка всплывет на поверхность.
На поверхности пузырьки, окружающие виноградинку, лопнут, и виноградинка снова опускается на дно. И вновь она покроется пузырьками воздуха, и снова всплывет. Так происходит несколько раз, пока газированная вода не "выдохнется".
Маленькая подводная лодка из яйца
Возьмите 3 стеклянные банки: две поменьше и одну большую. В одну небольшую банку налейте чистую воду и аккуратно опустите в воду сырое яйцо. Вы увидите, что яйцо утонуло.
Вторую небольшую банку наполните крепким раствором раствор поваренной соли (2 ст. ложки на 0,5 л воды). Опустив туда сырое яйцо, Вы увидите, что оно плавает. Объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.
А теперь положите яйцо на дно большой банки и подливайте небольшими порциями по очереди воду из маленьких банок (в одинаковой ). У Вас получится такой раствор, в котором яйцо не будет ни тонуть, ни всплывать - яйцо будет держаться посередине раствора, как подвешенное.
Когда закончите проводить опыт, можно показать ребенку фокус. Подливая в банку соленую воду –яйцо будет медленно всплывать. Подливая пресную воду - яйцо будет тонуть. Пресная и соленая вода внешне не отличаются друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.
Как достать из воды монетку, не замочив рук?
На дно тарелки положите монетку и залейте ее водой. Поинтересуйтесь у ребенка: можно ли вынуть монетку из воды, не намочив рук? При этом наклонять тарелку нельзя.
Проведите волшебный эксперимент. Возьмите небольшой кусок газеты, скомкайте его. Затем этот комочек подожгите, бросьте горящий в пол-литровую банку и быстро, перевернув банку горлышком вниз, поставьте в тарелку с водой рядом с монеткой. Когда огонь потухнет и нагретый воздух выйдет из банки – вода из тарелки втянется внутрь банки. Это происходит из-за разности атмосферного давления. Теперь Вы можете взять монетку, не замочив рук.
Распускающиеся цветы лотоса
Из цветной бумаги вырежьте цветы с длинными лепестками – это будут цветы лотоса. Закрутите лепестки к центру, используя обычный карандаш.
Налейте в тазик или ванную воду и опустите в нее разноцветные лотосы. Вы увидите, как лепестки цветов начнут распускаться (раскручиваться). Объясните ребенку, что бумага намокает и постепенно становится тяжелее, поэтому лепестки раскрываются.
Чудесная лупа
Для того, чтобы рассмотреть какую-то маленькую деталь или крохотное насекомое, например, паучка, совсем не обязательно покупать лупу, ее легко сделать самостоятельно.
Посадите паучка в трехлитровую банку и затяните горлышко банки пищевой пленкой. Только не натягивайте пленку, а, наоборот, немного продавите ее внутрь банки, чтобы образовалась небольшое углубление. Завяжите пленку на горлышке банки скотчем или резинкой, а в углубление налейте воды. У вас получилась чудесная лупа, сквозь которую можно прекрасно рассмотреть мельчайшие детали.
Водяной подсвечник
Вам понадобится стакан воды и не длинная стеариновая свеча. Утяжелите нижний конец свечи нагретым гвоздем (холодный гвоздь сложнее, т.к, свеча будет крошиться). Опустите свечу в стакан с водой так, чтобы только фитиль и краешек свечи оставались над поверхностью.
Стакан с водой будет своеобразным подсвечником. Зажгите фитиль, пусть свеча горит, а вы понаблюдайте. Создается впечатление, что свеча догорит до воды и погаснет. Но этого не происходит. Вы удивитесь, но свеча будет гореть довольно долго, догорит практически до самого конца.
Еще радует то, что свеча в таком подсвечнике безопасна, и можно не бояться пожара, т.к. фитиль будет погашен водой.
Чудесные спички
Возьмите 5 спичек и посередине надломите их. Согните спички под прямым углом и положите на блюдце.
Капните воды сгибы спичек (всего несколько капель) и наблюдайте. Вы увидите, как спички постепенно начнут расправляться, образуя звезду.
Объясните ребенку причины такого явления – капиллярности – волокна дерева впитывают влагу. Влага распространяется все дальше по капиллярам. Деревянные спички набухают, и уже не могут сильно сгибаться, поэтому начинают расправляться.
Исчезновение чернил
Возьмите небольшой пузырек, наполните его водой и капните в воду туши или чернил, чтобы раствор стал бледно-голубым. Растолките таблетку активированного угля, засыпьте в пузырек с раствором и взболтайте.
Вы увидите, как раствор светлеет. Активированный уголь впитывает молекулы красителя.
Делаем облако
Возьмите трехлитровую банку и налете в нее немного (около 3см) горячей воды. На небольшой противень положите несколько кубиков льда и поставьте его на горлышко банки с горячей водой.
Нагретый горячей водой воздух в банке, поднимаясь вверх, будет охлаждаться. Водяной пар, содержащийся в этом воздухе, начнет конденсироваться, образуя небольшое облако.
Эксперимент наглядно демонстрирует процесс образования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же тогда дождь? Вы можете объяснить ребенку, что капли, нагревшись на земле, в виде пара поднимаются вверх. Там воздух холодный, им становится холодно, и крохотные капельки соединяются, образуя облака. Они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.
Цветик-семицветик
Возьмите белую гвоздику, поставьте в воду, подкрашенную любой яркой краской. Понаблюдайте вместе с ребенком, как изменяется окраска цветка. Обязательно поясните, что стебель имеет проводящие трубочки, по которым цветная вода поднимается к самому цветку и окрашивает его.
По материалам Н.М.Зубковой
Последние Комментарии