Ведь нередко дети испытывают трудности из-за недостаточности своего словаря, когда им хочется передать сказанные кем-то слова, пересказать рассказ или сказку, описать событие, участником которого он стал.
Ребенок часто допускает неточности, когда ему не хватает слов, он начинает их додумывать. По-своему осознавая названия некоторых предметов, малыш порой произносит слова, которые отсутствуют в родном языке (в гнезде живут птенцы, значит, это «птенцо», а не гнездо; «копатка» вместо лопатки, ведь ей копают).
Данные игры способствуют освоению новых слов ребенком. При этом малыш не только запоминает слова, но и осмысливает их звучание, старается установить тесную связь между словом и предметом.
Игры с мячом.
Игры для развития речи детей. Имена существительные.
Игра с мячом «Чей детёныш?».
Назовем мы всех подряд
Родителей у маленьких зверят
Игра.Бросая мяч ребенку, родитель называет детёныша животного, а малыш, возвращая мяч, называет маму этого детёныша. В игре можно использовать различные упражнения с мячом: просто перебрасывать мяч, перебрасывать мяч с ударом об пол; перекатывать мяч, сидя на ковре.
Слова для этой игры лучше скомпоновать в три группы, учитывая способ их образования. Третья группа слов требует от малыша запоминания названия детенышей.
Группа 1. Тигрёнок – тигр; львёнок – лев; слонёнок – слон; оленёнок – олень; лосёнок – лось; лисёнок – лиса, котёнок – кошка; утёнок – утка, ослёнок – осёл; совёнок - сова.
Группа 2. Медвежонок – медведь; верблюжонок – верблюд; волчонок – волк; зайчонок – заяц; крольчонок – кролик; бельчонок – белка; индюшонок - индюк.
Группа 3. Телёнок – корова; жеребёнок – лошадь; поросёнок – свинья; ягнёнок – овца; цыплёнок – курица; щенок – собака.
Усложнение.Можно использовать вариант с другим падежом, одновременно ребенок узнает новые глаголы.
Жарким днём лесной тропой
Звери шли на водопой.
Топал слонёнок за мамой …
Катился ежонок за мамой …
Крался лисёнок за мамой …
Плёлся волчонок за мамой …
Шёл медвежонок за мамой …
Бежал ягнёнок за мамой …
Скакал зайчонок за мамой …
Шагал львёнок за мамой …
Прыгал крольчонок за мамой …
Игра с мячом «Животные и их детеныши».
Наши умненькие детки
Знают всех зверят на свете.
Игра. Бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а малыш, возвращая мяч, называет детёныша этого животного. Как и в предыдущем варианте игры можно использовать различные упражнения с мячом: просто перебрасывать мяч, перебрасывать мяч с ударом об пол; перекатывать мяч, сидя на ковре.
Слова для этой игры лучше скомпоновать в три группы, учитывая способ их образования. Третья группа слов требует от малыша запоминания.
Группа 1. У льва – львёнок; у тигра – тигрёнок; у совы – совёнок; у слона – слонёнок; у осла – ослёнок; у оленя – оленёнок; у кошки – котёнок; у лося – лосёнок; у утки – утёнок; у лисы – лисёнок.
Группа 2. У белки – бельчонок; у медведя – медвежонок; у индюка – индюшонок; у верблюда – верблюжонок; у зайца – зайчонок; у волка – волчонок; у кролика – крольчонок; у белки – бельчонок.
Группа 3. У собаки – щенок; у коровы – телёнок; у курицы – цыплёнок; у лошади – жеребенок, у овцы – ягнёнок; у свиньи - поросенок.
Игра с мячом «Спрятались детки»
Разбежались, спрятались
Деточки у мам.
Нет у мамы-волка двух(волчат).
Нет у мамы-утки двух(утят).
Нет у мамы-кролика двух(крольчат).
Нет у мамы-белки двух(бельчат).
Нет у мамы-собаки двух(щенят).
Нет у мамы-козы двух(козлят).
Нет у мамы-кошки двух(котят).
Нет у мамы-льва двух(львят)
Нет у мамы-коровы двух(телят).
Нет у мамы-курицы двух(цыплят)
Нет у мамы-свиньи двух(поросят)
Нет у мамы-лошади двух(жеребят).
Пошалить и поиграть
Детки все хотят.
Игра. Бросая мяч ребенку, взрослый называет маму-животное, а малыш, возвращая мяч, называет детёнышей этого животного во множественном числе. Опять же лучше выделить группу, которая требует запоминания.
Игра с мячом «Кто и где живет?»
Знаем, кто в норе…
Назовём Вам поскорей.
Игра.Мама, бросая мяч малышу, задает вопрос: «Скажи, кто живет в дупле?». Ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Белка».
Кто живет в скворечнике? Скворцы.
Кто живет в улье? Пчелы.
Кто живет в будке? Собака.
Кто живет в берлоге? Медведь.
Кто живет в гнезде? Птицы (Можно попросить уточнения - кукушки, ласточки, сойки и т.д.)
Кто живет в логове? Волк.
Кто живет в норе? Лиса.
Игра с мячом «Скажи ласково»
Ловко мячик ты поймай,
Да словечко приласкай.
Игра.Мама или папа, бросая мяч малышу, называют первое слово: «Мяч». Малыш, возвращая мяч родителям, называет это слово ласково, используя уменьшительные суффиксы: «Мячик».
Слова можно сгруппировать по сходству окончаний.
Мяч – мячик, стол – столик, брат – братик, ключ – ключик.
Белка – белочка, лампа – лампочка, тапка – тапочка.
Ложка – ложечка, книга – книжечка, игрушка - игрушечка.
Картина – картинка, машина - машинка.
Зеркало – зеркальце, мыло – мыльце.
Кукла – куколка, свекла – свеколка.
Вода – водичка, сестра – сестричка, коса – косичка.
Дуб – дубок, жук – жучок.
Башня – башенка, вишня – вишенка.
Кресло – креслице, платье – платьице.
Стекло – стёклышко, солнце – солнышко, перо – пёрышко, ухо - ушко.
Змея – змейка, скамья – скамейка.
Дочь – дочка, река – речка.
Игра с мячом «Огромный»
Ловко мячик маленький лови,
Да большое слово преврати.
Игра. Игра проводится аналогично предыдущей игре с мячом. Только в этой игре малышу необходимо назвать слово, которое бы соответствовало увеличению названного предмета. Например, мама называет первое слово: «Мяч». Ребенок, возвращая мяч, говорит «Мячище».
Дом – домище
Нос – носище
Лоб – лбище
Глаз – глазище
Рот – ротище
Игра с мячом «Один - много».
Ты волшебник ведь немного.
Был один, ты сделай - много.
Игра. Взрослый бросает мяч ребенку, называя имена существительные в единственном числе. Дети, возвращая мяч, называет это существительное во множественном числе.
Стол – столы, лоб – лбы, двор – дворы, нос – носы, гора – горы, нора – норы, мост - мосты.
Утенок – утята, гусенок – гусята, цыпленок – цыплята, тигренок – тигрята, слоненок – слонята.
Рука – руки, дождь – дожди, нож – ножи,
Ухо – уши, пень – пни, день - дни
Стул – стулья, дерево – деревья, крыло – крылья, брат – братья, лист – листья
Окно – окна, зеркало – зеркала, яйцо – яйца, дело – дела,
Глаз – глаза, парус – паруса, поезд – поезда, рукав – рукава,
Чудо – чудеса, друг – друзья, курица - куры
Ребенок – дети
Последние Комментарии