Ребенок идругие планеты
Дошкольное детство— утро жизни, время очень яркого восприятия. Норебенок еще необрос психологическими защитами ичутко реагирует нато, что происходит вокруг него.
Для ребенка другие дети— другие планеты. Они начинают вызывать унего интерес где-то между тремя ичетырьмя годами. Иребенку стоит идти вдетский садименно тогда, когда унего появился интерес кдругим детям. Если малыш неходит вдетский сад, унего все равно должно быть общение сосверстниками. Ведь для него другие дети— возможность очень многому научиться иполучить много новых интересных впечатлений. Носотношениями междудетьми-дошкольникамивсе нетак просто. Иногда происходящее впроцессе этого общения может даже напоминать Мадридский двор.
Вцелом считается, что именно вдошкольном детстве, оттрех досеми лет оттачивается большинство инструментов социального взаимодействия. Потом вшколе, вовремя подросткового периода они только дорабатываются.
Рядом, ноневместе
Иногда мыможем наблюдать очень интересную стадию развития социальных способностей детей между двумя итремя споловиной годами: дети играют невместе, адруг около друга. Они еще разговаривают монологами, анедиалогами. Это предстадия общения. Ребенку нужны друзья, чтобы пока играть невместе, арядом исмотреть нато, как ведут себя другие дети. Особенно это важно для единственных детей всемье, которые восновном общаются только совзрослыми.
Очень важно, чтобы вкруг общения ребенка примерно сполутора-двух лет начинали входить другие дети. Это период, когда играть вместе еще невозможно, номожно выучить, как зовут мальчиков идевочек, которых ребенок встречает наплощадке, возможно, научиться ихузнавать, возможно, научиться здороваться.
Очень важно для ребенка научиться сдерживать какие-то агрессивные всплески.
Учим дружить
Родители, которые неиспытывали проблем сдружбой иобщением вдетстве, могут очень удивляться, услышав, что детей нужно учить дружить. Как это— учить общаться, играть сдругими детьми?
Мыживем втакой специфической среде, когда почти все семьи— малодетные, когда очень обеднены родственные связи, когда круг общения семьи невключает детей, ровесников ихребенка. Иесли ребенок растет единственным среди большого круга взрослых, онможет неуметь общаться сдругими детьми: онориентирован навзрослых.
Теоретически научить ребенка общаться ииграть сосверстниками нельзя, это возможно сделать лишь напрактике. Если ребенок неходит вдетский сад, тонужно гулять сним, иобязательно впостоянной компании, начиная сполутора-двух лет. Даже если всемье двое детей. Для того чтобы научиться общаться, нужна почти каждодневная практика. Удетей новые умения инавыки приходят медленно, нобез соответствующей регулярной тренировки отпадают быстро.
После трех лет найти наплощадках сверстников сложнее: многие уже ходят вдетский сад. Выход вбольших городах— искать большие парки, большие игровые площадки, накоторых вовторой половине дня все-таки можно найти ровесников. Ноделать это нужно обязательно! Нельзя оставлять ребенка старше трех лет без практики общения.
Отдавая ребенка вдетский сад, выотдаете его всвоеобразную школу жизни.
Сколько должно быть друзей?
Этим вопросом часто озадачиваются родители. Иногда ихтревожит, что уребенка слишком мало друзей. Даже ввозрасте трех лет и, тем более, постарше можно наблюдать определенную типологию: есть «камерные» дети, склонные кобщению вочень небольшом кругу. Извсего окружения они выделяют одного, может быть, двух детей исними общаются. Для четырех-пятилетки вообще достаточно, если онвыделяет одного человека ииграет сним.
Ноесть идети «лидеры», «коммуникаторы», которые своих знакомых исчисляют десятками илюбят поименно перечислять их. Называя своимидрузьями даже тех, кого они видели всего один раз, например, всамолете.
Насамом деле, предпочтения детей современем могут измениться, нонезакороткий промежуток времени. Например, «камерный» втри-четыре года ребенок вдесять лет может стать очень общительным илидерски настроенным человеком.
Влюбом случае, родителям лучше принять тепредпочтения вдружбе, которые есть уребенка. Если родители начнут игнорировать типологию ребенка, пытаться перестроить ее, это будет источником стресса для всех.
Формируем круг общения
Вбольших городах круг общения для детей, которые неучатся вшколе, невозникает сам собой. Также, как онневозникает сам посебе умам, которые сидят сребенком вдекретном отпуске.
Необходимо прилагать определенные усилия, чтобы уребенка сформировался круг общения. Это могут быть небольшие коммуникативные усилия: найти кого-то извзрослых, родителей сверстников ребенка, ктобы был вам интересен пообразу жизни, пообразу мыслей.
Нередко женщина, которая рожает ребенка, выпадает изсвоего социального круга. Очень здорово, если возникают родительские сообщества, родительские компании— мам, которые гуляют сколясками или водят детей назанятия, итак далее. Изтакого общения может сложиться круг потенциальных друзей ребенка.
Очень хорошо, когда родители детей, которые становятся друзьями ребенка, вам знакомы. Потому что если ребенок начинает общаться, возможны различные эксцессы, ипроще ихпереносить сдружественно настроенными квам икребенку людьми.
Про социальный интеллект
При общении сдругими детьми развивается социальный интеллект. Это умение правильно распознавать, считывать, расшифровывать слова идействия другого человека, иребенка, ивзрослого. Очень часто агрессия удетей друг кдругу появляется тогда, когда один ребенок правильно несчитывает действия другого. Например, один малыш подошел кдругому иочень сильно обнял его. Оннехотел плохого, надеялся подружиться, нотот неправильно понял, принял заагрессию иоттолкнул.
Умение расшифровывать многофигурные комбинации вобщении должно появиться уребенка кчетырем0пяти годам. Почему тебя невзяли вигру? Скем нужно побольше подружиться, чтобы тебя все-таки взяли вэту игру?
Екатерина Бурмистрова
Подготовила Оксана Головко
Подписаться на новости проекта "Онлайн школа Екатерины Бурмистровой"
Последние Комментарии