Главная / Статьи / Воспитание и развитие / Психология дошкольника / Телесные наказания и психика ребенка.

Материалы, присланные пользователями
Материалы, присланные пользователями

Какое влияние оказывают на психику ребенка телесные наказания

1203-0401Телесное наказание не является хорошей дисциплинарной мерой. Но несомненно, найдутся люди, которые думают иначе, что отшлепав ребенка, он перестанет совершать проступки. Конечно, в этом есть правда Но знаете ли вы, уважаемые родители, что происходит в этот момент в мыслях, чувствах и поведении ребенка, даже если внешне он не меняется? Если отшлепать малыша, да к тому же побольнее, это непременно приведет к совершенно определенному результату — он быстро научится бояться вовсе не того, что нельзя делать, а именно ВАС. В самом деле, всегда именно так и происходит. Если шлепки имели успех, значит, малыш стал бояться вас. Вы преобразили его поведение, желание заменили страхом, и это самое худшее, что можно сделать для психического здоровья ребенка.

Самое интересное заключается в том, что с течением времени становится гораздо легче контролировать желания ребенка, чем бороться со страхом. Подрастая, человек приобретает умение контролировать, изменять и направлять свои желания. Сама общественная жизнь помогает в этом. Но как бы мы ни научились владеть своим страхом, никто не в силах помочь нам освободиться от него полностью. Страх, к сожалению, очень сильно меняет наш облик: он делает нас робкими, нерешительными, теряющимися, неуверенными в себе и почти начисто лишает жизненного оптимизма.

Бить детей плохо еще и по другой причине. Научившись бояться нас, дети начинают испытывать к нам сначала неприязнь, а затем и ненависть. Если этот конфликт возникает в раннем детстве, ребенок привыкает ожидать враждебности от всех, кто любит его, и даже воспринимает ненависть как нечто сопутствующее любви. Подобные конфликты, свойственные и взрослым, вносят большое смятение в жизнь детей.

Шлепки, как это ни прискорбно, часто вызывают совсем обратный результат, чем тот, которого мы добиваемся: они лишь прочнее закрепляют неверное поведение ребенка и нисколько не меняют его. Ребенок начинает думать, что стоит, пожалуй, иной раз получить под затыльник ради удовольствия позлить родителей. Кроме того, он ждет наказания и хочет получить его просто ради очистки совести. Он знает: за то, что он натворил, нужно расплачиваться. А расплатившись, чувствует себя вновь свободным и начинает опять повторять свои выходки, только теперь уже с большей осмотрительностью, чтобы его не поймали на месте «преступления». Короче, ребенок удовлетворяет и свое желание сделать что-то недозволенное, и очищает свою совесть.

Конечно, всем нам, родителям, случалось приходить в отчаяние от поведения детей. Но если уж мы и шлепаем их «под горячую руку», то надо хотя бы отдавать себе отчет, что мы делаем это не для исправления ребенка, а лишь для того, чтобы разрядить свои нервы: дети вывели нас из терпения и мы берем реванш. Все это говорит о том, что мы гораздо хуже владеем собой, нежели добиваемся идеального поведения от детей. Поэтому надо всегда помнить: при всем желании мы никак не можем дать детям больше того, что у нас есть.

1203-0402Разумеется, нетрудно говорить обо всем этом, когда не приходится иметь дело с ребенком, доводящим нас до отчаяния. Утешимся же сознанием, что шлепки не так уж вредны, если достаются детям нечасто и вознаграждаются нашей любовью в других ситуациях.

Однако помните, что:

1. Шлепая ребенка, вы учите его бояться вас.
2. Поведение ребенка будет строиться на непредсказуемой основе, а не на понимании и принятии законов морали.
3. Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им плохой пример.
4. Телесные наказания требуют от родителей меньше всего ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.
5. Задача дисциплинарной техники — изменить ЖЕЛАНИЯ ребенка, а не только его поведение.
Аллан Фромм

Группа Семья Растет на Facebook!

Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.

Последние Комментарии



  • Гость

    sokol16-06-16 19:05:44

    Что за психотерапевт здесь выеживается? Кто такое доказал, что болевое воздействие менее губительно, чем моральное? Совсем с катушек съехали и крыша течет как сито! Абсолютно все наказания губительны для психики ребенка! А вообще то у вас психолог скоро начнутся проблемы из за пропаганды телесных наказаний ! Вам статья светит но не в смысле публикация ,а статья из УК !

  • Гость

    Анастасия08-06-12 00:06:41

    Статья довольно обычная, а комментарий весомый и ценный) Спасибо Smekailo.

  • Гость

    Smekailo21-10-10 11:12:03

    Веснулька!

    Как семейный психотерапевт с тридцатилетним стажем работы я не могу согласиться с Вашим ,чисто женским взглядом на телесное наказание детей.Давно и аргументировано доказано,что эмоциональная и моральная агрессии гораздо губительнее для нервной системы и психического здоровья ребёнка,чем кратковременное более воздействие. Особенно это относится к дошкольному детсству,когда в детях закладываются основы домашней дисциплины и семейной нравственности. Чтобы не повторятся приведу здесь свою,неоднократно в выдержках и целиком опубликованную статью"Розга для ребёнка"

    В заголовок мною вынесен перефраз статьи великого русского врача и педагога Николая Ивановича Пирогова.Статья написана им в 1858 году. Её полное название: «Нужно ли сечь детей, и сечь в присутствии других детей?». Перекличка эта не случайна. Пирогов пишет: «Розги предмет немаловажный и не для одних детей, о ней говорится в Библии, и в педагогике и в законоведении – и она из важнейших вещей важнейшая».
    Так ли уж много изменилось в природе ребёнка за прошедшее время? Не происходит ли сегодня тоже непонимание детства, которое, кстати, было замечено тем же Пироговым в другой его статье «Быть и казаться»: «Но мы – взрослые, беспрестанно нарушаем гармонию детского мира. Переносим ребёнка на каждом шагу к себе, в наш свет. Мы спешим внушить ему НАШИ ВЗГЛЯДЫ, ПРИНЦИПЫ, ПОНЯТИЯ, полагая, что ребёнок сам не понимает, а сами не хотим усвоить, что он прекрасно понимает нас, вот только по - своему».
    Не эта ли модель положена нынче в основу воспитания русского ребёнка?
    В таком нелёгком, семейном деле, как наказание, незаметно всё вывернулось наоборот: на смену разумной строгости пришла импульсивность, немотивированность. Пропали деньги из сумочки – получай, дочка, пощёчину. А то, что они лежат в другом кармане и мысли нет – проверить. А зачем? Ведь не на смерть бьют…
    Почему-то, современными родителями не часто вспоминается истина – чтобы ребёнок уважал, воспринимал наказание как справедливое НАДО БЫТЬ ДЛЯ НЕГО ЛИЧНОСТЬЮ, за которой он бы признавал не право сильного, а право старшего друга, ведущего по жизни. Друга, не равнодушного созерцателя, как порой случается сплошь и рядом.
    Самое трудное воспринимать детей такими, какие они есть. Дело не только в произвольном переносе родителями ценностей взрослой жизни в детство, о котором писал Пирогов, но в ОСОБЫХ КАЧЕСТВАХ НРАВСТВЕННОГО МИРА РЕБЁНКА.
    В силу ограниченности жизненного опыта, оценка им как окружающих, так и самого себя носит однолинейный характер. Знаки плюс и минус не имеют для него тональных переходов. Извечный вопрос: «Что такое хорошо и что такое плохо» решается им с мужественной прямотой. В то время, как взрослые пытаются найти ему оправдание, подыскать смягчающие вину обстоятельства, сам ребёнок всегда судит себя за проступки строго и безкомпромиссно. В самом факте наказания содержится для него прощение – самопрощение прежде всего.
    Эти действительные черты детской нравственности довольно легко обнаружить в любом ребёнке. НАДО ТОЛЬКО ВЗГЛЯНУТЬ ИЗНУТРИ ЕГО ГЛАЗАМИ. Истина заключена в простых словах, обращенных к нему: «Я БОЛЬШЕ ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, ЧЕМ ЛЮБЯТ ДРУГИХ – ПОЭТОМУ Я И СТРОЖЕ».
    Надо понимать и то, что если не смотреть сегодня правде в глаза – завтра и она уже не поможет. Любой ребёнок, чтобы стать эмоционально, чувственно, нравственно патентным взрослым должен пройти через три периода своего взросления. Детский – ПОСЛУШАНИЯ, выработки «тормозов»; последних лет детства – ПЕРЕЖИВАНИЯ, накопления «опыта души»; подростковый – СОПЕРЕЖИВАНИЯ, умения бескорыстно отдавать свои душевные силы другим. Непроживание, хотя бы, одного из этих периодов неисправимо уродует внутреннее «Я» ребёнка. Тысячу раз был прав Томас Карлейль, сказавший: «Отличительный признак благородной гениальности – сильные чувства и страсти, над которыми властвует железная воля».
    Именно на формирование такого жизненно активного характера и направлено воспитание поркой, испокон веков существующее на Руси. «Из видов и средств наказания – писал Православный педагог и богослов Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий – прежде всего, укажем на наказания телесные, которые издревле являются и самыми распространёнными, и наиболее действенными, и особенно чувствительными».
    Пора уже давно перестать лицемерить и сказать очевидное: ПОРКА БЫЛА И ОСТАЁТСЯ СИМВОЛОМ И ОРГАНИЧНОЙ ЧАСТЬЮ ДЕТСТВА, ОНА НЕОБХОДИМА ДЛЯ РЕБЁНКА.
    Девочка ищет и находит в ней доказательство родительской любви и заботы, покорно принимая заслуженные наказания, она тренирует себя в повиновении, столь необходимом для развития её женского «Я». В том – то и загадка воспитания российских девчонок,( и мальчишек тоже!) что оно должно быть жёстким и строгим. Причём, дело не только в порке. Я имею ввиду ДИСЦИПЛИНУ БЫТА, АСКЕТИЗМ. Впрочем, Америки я этими словами не открываю. Ещё в 1908 году в пособии для родителей «Христианское воспитание», (переизданном репринтно в 1991,1992,1993г.г.) говорилось: « Должно поставить правилом приучить тело безболезненно переносить всякого рода влияние болей…спартанский законодатель Ликург постановил, чтобы за известные проступки сыновей и дочерей были наказываемы отцы и матери. Почему? Потому что родители добрым воспитанием могли и должны были предотвратить проступки детей своих».
    Это прямая цитата из спартанской теории воспитания. Только не подумайте, что я собираюсь затем призывать родителей заставлять своих детей «до возмужалого возраста ходить в общественных местах нагими», или устраивать по спартанскому образцу специальные сечения, с целью приучить ребёнка без криков переносить боль.
    Нет, я просто хочу напомнить некоторые мысли из историософского эссе Ортеги-и- Гассета «Спортивные основы государства». Ортега говорит, что основной моделью развития государства был КОНФЛИКТ МУЖСКОГО БОЕВОГО СОЮЗА И СЕМЬИ. В той же Спарте – где общественная жизнь была построена на естественном доминировании мужчин, выделении их в особую, изолированную группу, воспитательным идеалом становится МУЖСКОЕ ВОСПИТАНИЕ.
    Так через века идей государства и сохранился его приоритет и значимость. Остались в истории и продолжали жить только те народы и нации, которые понимали это.
    А что сегодня?
    Как и всегда: ВОСПИТАНИЕ – ТРЕНИРОВКА ВЫЖИВАЕМОСТИ.
    Странный парадокс: родители не понимают того, что естественно и необходимо их детям. Прислушаемся «устами младенца – глаголит истина»:

    « Самое справедливое, когда меня стегают ремнём» мальчик,12 лет, Тверь.
    «Обязательно буду сечь своих детей, чтобы мои дети выросли справедливыми»
    девочка,10 лет, Воронеж.
    «Самое справедливое наказание – это за то, что когда я болела, убежала в магазин
    за мороженным. Меня били прутом» девочка,11лет, Тула.
    «Я считаю справедливым когда меня секут за двойки» мальчик,13 лет, Чита.
    «За ложь – только порка» девочка,12 лет, Сегежа.

    Отрицая физическое наказание - мы идём наперекор детской натуре, забывая, или стараясь забывать, что ПОДЧИНЕНИЕ – НРАВСТВЕННОСТЬ ДЕТЕЙ.
    «По-моему, надо разделять жестокость, с тем, что родители считают строгостью, - пишет в отклике на мою авторскую программу «Спаси себя!» на российском радио Виктор Хрестов из Макеевки, - Так получилось, что в 23 года я остался со своим двоюродным братом, которому было тогда 11 лет. Тогда относительно наказаний я рассуждал так: общество не может существовать без них. Взрослых людей соответственно тяжести проступка наказывают лишением свободы, денежными штрафами, общественным порицанием. Поэтому, если дети будут знать и понимать наказание – им легче будет адаптироваться во взрослой жизни. Конечно, я не ворую и не убиваю, не потому что «посадят». Но всё же наказания играют свою роль. Всё это я объяснил своему брату и сказал, что буду пороть его ремнём за проступки. Я по собственному детству знаю, что многие мальчики и девочки предпочитают телесное наказание нудным нотациям. По-моему, большинство детей терпимо относятся к порке при двух обязательных условиях: КОГДА ОНИ УБЕЖДЕНЫ В СПРАВЕДЛИВОСТИ НАКАЗАНИЯ И КОГДА ОНО ИСХОДИТ ОТ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ ИХ ЛЮБЯТ.
    Вы скажете, а как же чувство собственного достоинства? Но ведь у на у всех есть люди, которым, к примеру, разрешается шутить с нами так, как мы бы не позволили никому другому. Близкие люди. Которые несут ОСОБУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СВОИХ ПОДОПЕЧНЫХ».
    Хотелось бы услышать Ваше мнение!


    • Сергей

      Сергей21-10-10 19:25:49

      А можно опубликовать Вашу статью отдельной темой на нашем портале? а то, боюсь, в комментариях она потеряется.

Гость
Имя* (4 символа мин.)
E-mail* (не публикуется)
Сообщение:

Вычислите:
дeвятнaдцaть плюс чeтыpe
(Ответ цифрами):

комментировать



Теги: телесные наказания  психика ребенка  дисциплина  наказание  мера наказания 

Школа онлайн
Подростковый кризис

Как говорят некоторые специалисты, в подростковом возрасте происходит своего рода переподписание соглашения между ребенком и родителем, и либо оно переподписывается, и отношения сохраняются, либо отношения рвутся, а новые не выстраиваются.

добавить статью
Школа онлайн
Идеи для обустройства детской зоны на дачном участке.

Большинство детей проводят лето на даче, поэтому хочу вам предложить некоторые идеи, которые помогут вам с пользой и интересом провести это время.

добавить статью
Школа онлайн
Дед Мороз и наука

Скорость полета, вес подарков и другие новогодние цифры от ученыx.

добавить статью
Снежки банановые для новогоднего меню

Приготовить своими руками этот зимний десерт смогут даже детки, так что можно привлечь к работе маленьких помощников.

добавить статью
Как помочь ребенку выбрать профессию?


Очень сложный вопрос. 

Склоняюсь к специализированным программам, вот сегодня нашла объявление: 
"Школа Успеха Фонда Русской Экономики (FONDRE) открыла набор на новую п

добавить статью
Слишком воспитанный ребенок

К концу 90-х, когда начал расти уровень жизни, у нас наблюдается большой социоультурный сдвиг: дети в принципе не находятся без взрослых. Мы все время за ними присматриваем. Они у нас все время в зоне внимания.

добавить статью
Добавить наш Виджет на Яндекс
80+ книг для детей 7-11 лет

Предлагаем вам список книг, которые было бы хорошо прочитать каждому ребёнку за время обучения в начальной школе. Он, как и все подобные списки, далеко не полон и весьма субъективен. Эти книги никак не связаны с программой по литературному чтению. В списке сознательно даны произведения современных авторов и тех писателей, которые мало издавались во времена нашего детства. То, что принято называть классикой детской литературы, известно всем, и вы легко можете сами предложить эти книги своему ребёнку. А то, что написано уже после того, как мы с вами перестали быть маленькими, часто проходит мимо нас, взрослых.

добавить статью
Зимние поделки

Зима в нашей полосе длится долго. Чем можно занять ребенка долгими зимними вечерами? Почему бы не заняться с ним изготовлением зимних поделок?! В этой статье вы найдете большое количество самых разнообразных зимних детских поделок. Поделки на зимнюю тему различаются по уровню сложности. Есть совсем простые зимние поделки своими руками, с изготовлением которых справятся даже дошкольники. Есть более сложные зимние поделки, рассчитанные на детей школьного возраста и взрослых. Многие делают зимние поделки на конкурс в детский сад или школу. Но даже если перед вами не стоит задача победить в конкурсе поделок на зимнюю тему, мы все равно рекомендуем вам обязательно сделать хотя бы одну какую-нибудь детскую зимнюю поделку из нашей замечательной подборки.

добавить статью
Отношения соседних номеров

Как брата помирить с братом? Как сестру научить не дразнить сестру? Эти и многие другие вопросы обсуждались на встрече клуба многодетных 21 февраля

добавить
Безмолвный крик. Фильм об абортах.

Изображение 12-недельного ребенка появляется на ультразвуковом экране. Мы видим, каким образом совершается аборт на сроке беременности в 12 недель. А сейчас мы увидим фильм - впервые сделанную в реальном ультразвуковом изображении запись аборта.

добавить
Cемья - Территория взросления

Семейный клуб Рождество

Электронный журнал семейного клуба "Рождество"

добавить журнал

вика
Здравствуйте!Помогите пожалуйста советом!Моему сыну 1г 3 мес,собиралась продолжить ГВ до 2 лет,но сил моих больше нет.Наши ночи это просто кошмар,всю ночь он сосет грудь,причем сосем уже только одну,я...

Клевошина Екатерина
Здравствуйте, Вика! К сожалению, я не смогла вовремя ответить на Ваш вопрос. Тем не менее, сейчас я бы хотела разместить ответ, так как ситуация, описанная Вами, встречается повсеместно и измучила не далее...

Задайте свой вопрос

Роды без страха, Грантли Дик-Рид

Страх перед предстоящими родами всегда беспокоил будущих мам. Зачастую этому способствовала и сама медицина, утверждавшая, что роды без боли невозможны. Выдающийся английский врач Грентли Дик-Рид доказал, что это не так. Его открытие стало настоящей революцией в медицине. Для безболезненных родов важны не только физическая подготовка организма, но и правильный психологический и эмоциональный настрой будущих мам.

добавить
Новостная рассылка
Подписаться на новости
подписаться
Последние комментарии

46/0.0581295490265 0.0879290103912