Материалы, присланные пользователями
Материалы, присланные пользователями

Почему рисуют дети

sonya013Каждый годовалый или двухлетний ребенок в душе - художник монументалист.

Маленькие дети очень ориентированы на результат. В том смысле, что они очень любят, когда результат их действий легко можно заметить. Например, крышка кастрюли может громко греметь, а если порвать бумагу, то будет много интересных кусочков.
Ребенок полюбит рисовать в том же момент, когда осознает, что эти его движения - с кисточкой или мелком в руке - в отличии от всех прочих оставляют след.

Но произойти это может не первого раза, потому что малыш не всегда смотрит на то, что у него вышло.

Первая задача мамы - привлечь внимание ребенка к тому, что если водишь по бумаге карандашом, ручкой, фломастером, кисточкой, то остаются следы.
Рисование, так же как и игра - одно из наиболее органичных занятий детства.
Дети рисуют, просто потому, что они дети.

И если ребенок не рисует или не играет - это должно вызывать большую тревогу у родителей.

Когда дети могут начать рисовать. Первый след на листе - шаг в большое искусство.

Моторная готовность к тому, чтобы научиться держать карандаш или кисточку возникает между 8 и 9 месяцами, у некоторых даже раньше , месяцев в 6-7, тогда же, когда малыш научается держать ложку.

Рекомендую не позднее 10 месяцев дать малышу толстый карандаш (желательно, фирмы Кохинор) или твердый и толстый мелок (LIRA, SES)
Внимание! Не стоит настаивать на том, чтобы ребенок правильно, по школьному держал карандаш. Для этого мышцы его руки еще не созрели. Не расстраивайтесь, если малыш будет держать карандаш в кулачке, и даже если он возьмет его в левую руку.
Несколько слов о правшах и левшах:

Как правило, дети в этом возрасте ( до 2 лет) - «амбидекстры» - «обоерукие», т.е. им почти одинаково удобно пользоваться и правой и левой рукой. Правша ребенок или левша выяснится после 2 лет. И левшей сейчас переучивать не принято. Считается, что переучивание левшей негативно сказывается на их развитии и эмоциональном состоянии. Поэтому, если ваш ребенок берет ложку или карандаш в левую руку, вы можете спокойно и ненавязчиво переложить этот предмет в правую руку.

Но если малыш берет предметы левой рукой постоянно, и из правой всегда перекладывает в левую, а среди ваших близких родственников имеются левши - велика вероятность того, что у вас растет маленький левша.

В этом случае рекомендую прочитать всю доступную научно-популярную литературу по левшеству, а если останутся вопросы - проконсультироваться с психоневрологом, психологом.

Занятия, предваряющие рисование: красим воду, рисуем веточками, играем с водой.
Если вы дадите годовалому ребенку краски, кисточки, воду и бумагу, он не станет рисовать на бумаге, а станет обмакивать кисточку сначала в краску, а потом в воду. Ему будет интересен сам процесс окрашивания воды гораздо больше, чем все остальное.

Пока малыш не насытится крашением воду - рисовать он не будет.

Поэтому будьте готовы к тому, что первые 2-3 недели, а то и 2-3 месяца в те моменты, когда вы предлагаете ребенку порисовать - он будет играть с водой проливать, разбрызгивать, переливать.

Помните, что играя с водой, ребенок осваивает сложнейшие вещи, связанные понятиями «количество вещества», «объем».

Немного из теории развития детского рисунка:

Приступая к рисованию, не ждите, что ваш малыш возьмет краски, кисти и нарисует сразу натюрморт, пейзаж , или хотя бы домик.

Дело в том, что пока ребенок не научился говорить, пока не возникла фразовая речь, и в изобразительной деятельности не появится изображений чего-то конкретного.

Годовалый и полуторагодовалый малыш находится на первой стадии развития детского рисунка - на стадии каракулей или стадии марания.

Это не мой термин, а вполне научное название стадии детского развития.

sonya081 Лучшие материалы:

Есть несколько простых правил при рисовании с маленькими детьми:
Бумага:
С маленькими детьми рисовать нужно только на качественной бумаге, предназначенной именно для рисования красками.
И речи быть не может ни о какой бумаге для принтера - она моментально размокает и рвется.
Лучше всего подходит ватман или бумага для акварели.
Формат:
Чем меньше ребенок, тем крупнее должен быть формат бумаги, на которой он рисует. Дело в том, что в силу возрастных особенностей развития общей моторики - все движения у маленького ребенка очень размашистые. И на маленьком формате маленький художник просто «не помещается».
Минимальный формат, на котором имеет смысл рисовать - А3 , т.е. 2 стандартных листка. А лучше - еще крупнее А2 или А1 - т.е. целый ватман.
Кисточки:
Как мы помним, маленькие дети любят серьезные результаты. Поэтому и размер кисточек должен быть соответствующий.

Обсудим достоинства разных красок.

Экологичные натуральные краски:
Если вы только начинаете рисовать, и ребенку меньше года ( то есть он однозначно все пробует на вкус) - лучше всего брать для рисования такие материалы, в съедобности которых вы не сомневаетесь.
Самое простое и доступное - ягодные и овощные соки. Сок свеклы дает бордовый цвет, сок моркови- оранжевый , зеленый цвет - зелень или неядовитые комнатные растения.

Пальчиковые краски:

Созданы специально для рисования с маленькими детьми. У них яркие цвета, приятная консистенция, а главное, они специально сделаны горьковатыми - чтобы есть было невкусно. Вполне подходят для рисования с самыми маленькими детьми. Единственная поправка - мне кажется, что лучше сразу начинать рисовать кисточкой, а не пальцами. По мнению психологов это больше развивает.

Акварель:

Для детей, младше 3 лет, подходит единственный вид акварели - жидкая акварель. Продается она в тюбиках, и перед каждым занятием с ребенком вы можете разводить необходимое количество краски и набор цветов в небольших емкостях, к примеру баночках из-под детского питания.

Гуашь:

Краски яркие, консистенции густой сметаны, свежие пятна отстирываются достаточно легко, гуашь имеет приятный сладковатый привкус - и это основной ее недостаток: гуашь вкусно есть. При этом она не слишком сильно, но токсична.
Вывод: гуашью хорошо рисовать с детьми, которые уже не очень едят краски.

Как начинать рисовать с самыми маленькими детьми

Идеи:

• Сюжетного рисунка нет - знакомим с разными техниками

• Мелки? Карандаши? Фломастеры?
И мелки , и карандаши, и простая бумага должны быть у ребенка, что называется всегда под рукой. Не так, чтобы сразу схватить - но в пределах видимости. Чтобы малыш в любой момент мог показать пальчиком - мол, хочу порисовать.
Если сезон позволяет, то с малышом, начавшим ходить, хорошо бы рисовать на асфальте наиболее толстыми и яркими мелками, какие вы сможете купить.

• Удивительная мокрая бумага
Рисование по мокрой бумаге - одна из самых интересных и многообещающих техник. Даже взрослых, не умеющих рисовать, и желающих научиться, учат именно в этой технике.
Игра красок, различные оттенки цветов, перетекание одного цвета в другой - все это как нельзя лучше познается при рисовании по мокрой бумаге.

sonya091 Техника такова:
Берем бумагу для акварели и смачиваем ее с двух сторон чистой водой.
Делать это можно по-разному. Этот момент принципиального значения не имеет. Если вы хотите сделать это самостоятельно и побыстрее - можно просто намочить лист под краном или в тазике с водой.
Если вы хотите потратить на это действие время и получить удовольствие - можно взять емкость с водой, самую толстую мягкую кисточку или губку , и вместе с малышом «красить» бумагу водой «поить» ее. Это занятие само по себе для малыша может быть очень интересным.

• Радость перемешивания красок

Если вы попробуете рисовать с малышом по мокрой бумаге - вы очень скоро увидите, какие прекрасные возможности дает эта техника для перемешивания красок. На мокрой бумаге краски растекаются легко и естественно. Задача родителей - подобрать акварель с качественными цветовыми пигментами для того, чтобы краски были не блеклыми, а яркими и натуральными.

Для этой цели лучше всего подходят акварельные краски в тюбиках фирмы «Невская палитра» или «Гамма». Набора такой акварели вам должно хватить минимум на год при достаточно активном использовании.

Какие краски интереснее всего перемешивать:
Во-первых, одной из наиболее познавательных и интересных задач для возраста от 1 года до 3 является перемешивание основных спектральных красок.
( в данном разделе речь идет прежде всего об акварельных красках)
Назовем их:
  • Красная
  • Синяя
  • Желтая
Именно эти краски в различных сочетаниях друг с другом и дают нам основные цвета спектра.

Красная + синяя = фиолетовая (а при увеличении пропорции в сторону красного - получается коричневый цвет).
Красная + желтая = оранжевая. Радостный оранжевый цвет любят и самые маленькие художники и их родители.

Ребенку будет интересно снова и снова смешивать резкий красный и легкий желтый и получать совершенно новый оранжевый цвет. В зависимости от соотношения красного и желтого, интенсивность оранжевого цвета будет меняться, что само по себе интересно для ребенка.

Оттенки и полутона
(для этой техники лучше всего подойдет гуашь).

Красное и черное

К удивлению многих родителей, наиболее часто маленькие дети выбирают 2 цвета - красный и черный. И даже затруднительно сказать, какому из этих двух цветов они отдают свое предпочтение.

Редкая родительская группа на задаст такой вопрос: «Мой ребенок очень любит рисовать черной краской. Не означает ли это, что он в депрессии?»

Сейчас в массе популярных изданий для родителей приводятся упрощенные психологические тесты, в которых выбор черного цвета в рисунке трактуется как признак депрессии. Дело в том, что классические трактовки цветов не применимы для рисунков детей, которым не исполнилось еще 5 лет.

Совсем маленькие художники выбирают черный цвет за его графическую яркость.

sonya300Черный для наших с вами малышей воспринимается почти таким же ярким, как и красный. Поэтому ни о какой депрессии речи идти не может. Все дело в возрастных особенностях цветового восприятия.

Итак, не пугайтесь, и не мешайте ребенку рисовать той краской, которая ему больше всего нравится, даже если эта краска - черная.

Роспись для самых маленьких: раскрашиваем все.

Ребенку гораздо проще понять прием «закрашиваем фон» когда площадь, которую можно закрасить чем-либо, ограничена. При этом напомню, что маленькие дети не понимают, что такое контур, и как с ним обходиться довольно долго, лет до двух с половиной, при условии регулярных занятий. А самостоятельно они поймут, что такое контур значительно позже - около 4 лет.

Но есть несколько простых способов научить маленького ребенка закрашивать все, не прибегая к контурным изображениям. В первую очередь, это техника рисования по шаблону.

Для того, чтобы ребенок красил сплошным цветом именно то, что предполагает мама нужно просто - напросто вырезать конкретное изображение предмета или животного, которое было бы хорошо знакомо ребенку.

Размер шаблона должен быть достаточно большим, но не огромным. Идеальный размер по площади должен не сильно превосходить площадь ладошки вашего малыша.
Шаблоны лучше всего вырезать из плотного картона или бумаги белого цвета, и нужно чтобы поверхность была не скользкая.

Рекомендуется использовать одну краску в тот момент, когда происходит простое знакомство с материалом. Ведь ничего иного в первый раз и не совершить - малыш должен «сориентироваться на местности», а маме своими глазами нужно увидеть, каким образом малыш обращается с красками.

Рисование с годовалыми детьми: стратегия и тактика

- Нужно ли вообще все это детям? - Если и нужно - то чего ни в коем случае нельзя делать.

Если говорить о детях, старше 3 лет, то верны следующие советы:
  1. Критические замечания по поводу рисунка воспринимаются малышом как выражение нелюбви к нему самому. Если замечание или подсказка исходят от игрового персонажа, этого не происходит. И лучше не в конце, а по ходу занятия. Дети до некоторого возраста существа некритические.
  2. Нельзя :
  • Подгонять
  • Требовать строгого требования указаниям
  • Рисовать по заданию , постоянно удерживать его в голове маленькому ребенку просто скучно.
  • Грубо вмешиваться в работу ребенка . Что-то без спроса менять, заканчивать .
  • Напрямую говорить, что не старается, высказывать замечания; говорить, как надо (даже о цвете чего-либо).
  • Требовать немедленный результат - чтобы у ребенка получалось ровно то, что ему только что показала мама.
  • Ребенок не может выполнять задание такого плана: из полевых цветов рисуем только ромашку. Его мышление так устроенно, он не воспринимает такие упорядоченные детали.
  • Преодолевать силой "не хочу рисовать это" - так мы отбираем свободу. Тут нужно не насилие, а заинтересованность и желание.
  • Сигнал неблагополучия "а помогите мне, а я не умею" - если мама или педагог наглядно объяснили ребенку, что надо делать.
Несвоевременное обучение мастерству, конкретным приемам рисования - серьезная преграда творчеству, желанию пробовать и экспериментировать.
Осваивая приемы, ребенок теряет цельность восприятия, прием становится слишком значим, тормозит все остальное. А у самого маленького ребенка неспособность воспроизвести прием, послушаться маму, сделать маме приятное, может привести к полному отказу от рисования в дальнейшем.
Ребенок поймет, что рисование, или любое творческое занятие вообще - это что-то, в чем он неуспешен, и просто не захочет пробовать еще.

Самое главное не утратить непосредственность собственного видения . Ребенок в этом возрасте ведь эгоцентричен .

Екатерина Бурмистрова


Группа Семья Растет на Facebook!

Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.

Последние Комментарии



  • Гость

    Гость01-06-10 21:08:17

    Очень своевременно, появились ответы на вопросы, назревшие в работе с малышами. Но - почему этой информацией не пользуются в студиях рисования в детской школе искусств, по крайней мере, у нас?! Спасибо за рекомендации по размерам шаблонов.

  • Гость

    Гость19-05-10 15:26:24

    Щчень интересно и познавательно

  • Гость

    Гость14-04-10 01:52:31

    Статья очень заинтересовала, аж руки зачесались, все охота попробовать!

Гость
Имя* (4 символа мин.)
E-mail* (не публикуется)
Сообщение:

Вычислите:
вoceмьдecят пять минуc тpи
(Ответ цифрами):

комментировать



Теги: рисование  дети рисуют  психология рисунка  учимся рисовать  ребенок и рисунок 

Бурмистрова Екатерина Алексеевна

Интервью про воспитание ребенка и жизнь семьи

добавить статью
Идеи для обустройства детской зоны на дачном участке.

Большинство детей проводят лето на даче, поэтому хочу вам предложить некоторые идеи, которые помогут вам с пользой и интересом провести это время.

добавить статью
Еда не впрок: продукты, которые нельзя давать на завтрак ребенку

Завтрак – пожалуй, один из важнейших приемов пищи. Он обеспечивает нас необходимыми питательными веществами, заряжая силой и позитивом на весь день. Для ребенка, которому предстоит высокая умственная нагрузка в школе или интенсивная физическая нагрузка в спортивной секции, утренний прием пищи просто незаменим.

добавить статью
Как помочь ребенку выбрать профессию?


Очень сложный вопрос. 

Склоняюсь к специализированным программам, вот сегодня нашла объявление: 
"Школа Успеха Фонда Русской Экономики (FONDRE) открыла набор на новую п

добавить статью
Как научить ребенка не быть эгоистом

Всем хочется, чтобы даже маленький член семьи производил приятное впечатление своими качествами. Однако часто «дай мальчику покататься на самокате» оборачивается не гордостью за ребёнка, а ссорой: «Смотри, он уже сам стал кататься. С воем по земле. Тебе жалко что ли? Ты что — жадина?!». Автор статьи рассказывает — как избежать неловкости, не пряча самокат под плащ, и сделать своего отпрыска щедрым.

добавить статью
Добавить наш Виджет на Яндекс
80+ книг для детей 7-11 лет

Предлагаем вам список книг, которые было бы хорошо прочитать каждому ребёнку за время обучения в начальной школе. Он, как и все подобные списки, далеко не полон и весьма субъективен. Эти книги никак не связаны с программой по литературному чтению. В списке сознательно даны произведения современных авторов и тех писателей, которые мало издавались во времена нашего детства. То, что принято называть классикой детской литературы, известно всем, и вы легко можете сами предложить эти книги своему ребёнку. А то, что написано уже после того, как мы с вами перестали быть маленькими, часто проходит мимо нас, взрослых.

добавить статью
Летние поделки с детьми своими руками

Счастливое летнее время для детей – каникулы, свобода, прогулки, игры, поделки, творчество! Сегодня мы остановимся на поделках своими руками, которые актуально мастерить с детьми летом.

добавить статью
Отношения соседних номеров

Как брата помирить с братом? Как сестру научить не дразнить сестру? Эти и многие другие вопросы обсуждались на встрече клуба многодетных 21 февраля

добавить
Безмолвный крик. Фильм об абортах.

Изображение 12-недельного ребенка появляется на ультразвуковом экране. Мы видим, каким образом совершается аборт на сроке беременности в 12 недель. А сейчас мы увидим фильм - впервые сделанную в реальном ультразвуковом изображении запись аборта.

добавить
Cемья - Территория взросления

Семейный клуб Рождество

Электронный журнал семейного клуба "Рождество"

добавить журнал

Кулиш Елена Борисовна
По поводу программы господдержки многодетных семей нашла на вашем сайте/в новостях/.Меня интересует принят ли этот проект(под каким номером и от какого числа),работает ли в действительности на основан...

Сергей
Я так понимаю речь идет о проекте программы, который разрабатывался в год Семьи. Увы, его не приняли. далее...

Задайте свой вопрос

Ребенок и уход за ним, Спок Б.

Американский ученый, детский врач и педагог Бенджамин Спок приобрел мировую известность, и уже выросло не одно поколение детей, воспитанных "по Споку"

добавить
Новостная рассылка
Подписаться на новости
подписаться
Последние комментарии

46/0.0667877197266 0.100521087646