Главная / Статьи / Воспитание и развитие / Проблемы детей / Как помочь детям с нарушением зрения

Материалы, присланные пользователями
Материалы, присланные пользователями

Как помочь детям с нарушением зрения

Миляуша Гимадеева

0402-0101Родившись, малыш попадает в яркий мир красок, звуков, запахов, движений и тактильных впечатлений. Все эти ощущения становятся базой его развития. Слух является базовым для развития речи, а зрительная информация, совместно с другими, - основой мышления. Основную информацию об окружающем мире дети получают до трех лет, и более 90 % этой информации - с помощью зрения. Вот почему важно поговорить сегодня о зрительном анализаторе, конкретно о его периферическом отделе - глазе и о нарушениях зрения, связанных с ним.Чаще всего встречаются такие формы зрительной недостаточности, как амблиопия и косоглазие, близорукость (миопия), дальнозоркость (гиперметропия), близорукий и дальнозоркий астигматизм, нистагм. У преобладающего большинства детей эти нарушения - врожденные.

Даже небольшое снижение остроты зрения в младенческом возрасте задерживает способности различать и запоминать форму, величину и цвета окружающих предметов, оценивать их местоположение и рассматривать движущиеся объекты. Взрослый, сняв очки, все равно отличит по очертаниям один предмет от другого - у него есть опыт и знания. У маленького ребенка практически нет зрительного опыта, знаний, а нарушение зрения мешает ему приобрести их. Вот почему малышу без специальных занятий и коррекции зрения трудно определить, является ли то, что перед ним находится, предметом или это просто цветовое пятно. Только многократно воспринимая предметы, малыш начинает их выделять.
Характерной особенностью при нарушении зрения являются вторичные отклонения в психическом и физическом развитии детей. Ребенок, получающий нечеткую зрительную информацию об окружающем мире, не уверен в своих движениях, снижается его двигательная активность, нарушаются быстрота, точность, координация, темп движений, возможны нарушения осанки. Могут быть ослаблены познавательные процессы (восприятие, воображение, наглядно-образное мышление), ограничивается овладение социальным опытом, нарушается эмоциональное восприятие действительности, окружающих.

Следовательно, такие дети с раннего возраста нуждаются в дополнительных занятиях по развитию зрительного восприятия.

Среди детей с синдромом Дауна многие имеют то или иное нарушение зрения. И родители должны очень внимательно отнестись к этому. Если окулист уже поставил свой диагноз, вы и педагог знаете, что нужно предпринять для предотвращения вторичных нарушений. Но бывает и так, что педагог давно обратил внимание родителей на возможное нарушение зрения и предложил им сходить к врачу, а визит все откладывается. Следовательно, откладывается и коррекционная работа.

Если малышу, особенно с миопией или косоглазием, выписаны очки, то их обязательно нужно носить. Возможно, вам придется потратить много сил и терпения, но дело того стоит.
Несколько советов, как можно приучить ребенка носить очки:
  • Очки должны быть удобными и соответствовать конфигурации и размерам лица. Очки не должны давить на виски и переносицу, иначе у ребенка может появиться головная боль.
  • Чтобы очки хорошо держались - заушники должны быть закругленными.
  • Прикрепите к заушникам резиночку, тогда ребенок не сможет сбросить очки на пол.
  • Начните заранее носить очки сами. Мама, папа, бабушка в очках - это так интересно.
  • Надевайте игрушечные очки на любимого мишку, куклу и т. п.
Детям с миопией и косоглазием пользоваться очками следует преимущественно на улице и на занятиях при рассматривании удаленных предметов. На время чтения, письма, рисования и игр с мелкими предметами на столе очки можно снимать.

При миопии: желательно, чтобы игрушки были крупного размера, спокойных тонов, используйте желтые и зеленые цвета. Учтите, что ребенок с близорукостью быстро устает, зрительная нагрузка должна быть щадящей. Все зависит от возраста. В дошкольном возрасте это может быть 10-15 минут интенсивной зрительной нагрузки, например, нанизывание бисера или чтение мелкого текста.

При гиперметропии: игрушки должны быть ярко-желтого, оранжевого цвета (если у малыша нет повышенного внутричерепного давления), рисунки нужно держать подальше от глаз. Расстояние зависит от остроты зрения и может быть рекомендовано окулистом.

При сходящемся косоглазии: нужно следить, чтобы во время занятия ребенок не склонялся над столом. Предлагайте ребенку книги и картинки на подставке. Рисовать лучше на мольберте или на стене.

При расходящемся косоглазии: детям нужно рассматривать книги, картинки на столе. Рисовать также лучше на столе.

0402-0102Несколько слов о цветовом зрении. Первые два месяца ребенок предпочитает смотреть на контрастные простые фигуры в черно-белом варианте. По данным профессора Е.И. Ковалевского "первая более или менее отчетливая реакция на красные, желтые и зеленые цвета появляются у ребенка к первому полугодию его жизни". Помните, что если новорожденный постоянно находится в помещении с плохой освещенностью, то развитие цветоощущения задерживается. Для правильного развития цветового зрения необходимо позаботиться о хорошей освещенности и с раннего возраста привлекать внимание детей к ярким игрушкам, вешая их на расстоянии 30-50 см от глаз и меняя их цвета. (Близко подвешенные игрушки могут способствовать развитию косоглазия.) После трех месяцев игрушки должны висеть так, чтобы малыш мог дотянуться до них, так зрительный образ игрушки пополнится тактильной информацией.

Е.И. Ковалевский утверждает, что "детские гирлянды должны иметь в центре желтые, оранжевые, красные и зеленые шары, а шары с примесью синего, синие, белые, темные необходимо помещать по краям".

Что нужно помнить:
  • Играя с ребенком, соотносите свою позу и расстояние со зрительными возможностями ребенка
  • При нарушении зрения игрушки должны быть более яркими за счет увеличения контрастности и подбора цветов в зависимости от нарушения зрения.
  • Не забывайте, что человек - лучшая и самая любимая игрушка ребенка. Не оставляйте малыша надолго одного, поместите ребенка так, чтобы он мог видеть и слышать вас.
  • Перекладывайте ребенка в кроватке так, чтобы он, разглядывая комнату, должен был поворачивать голову то вправо, то влево.
  • Если ребенок не заинтересовался игрушкой, поместите ее перед своим лицом. Через некоторое время перестаньте говорить с малышом, смотреть ему в глаза и улыбаться, тогда он постепенно сосредоточится на игрушке.
  • При игре в "ку-ку" используйте ткань, которая резко контрастирует с вашим лицом, волосами. Ребенок должен понимать, что ваше лицо укрыто. Если это нужно - говорите с ребенком.
  • Параллельно с работой над зрительным восприятием надо работать над слуховым и тактильным восприятием.

Ребенку с нарушенным зрением подходят обычные игрушки, соответствующие возрасту. Их можно подобрать и использовать, опираясь на рекомендации врача, педагога и советы, помещенные выше.

Несколько приемов, стимулирующих зрение ребенка:
  • Ухаживая за ребенком, постарайтесь привлекать его внимание к своему лицу, поговорите с ним, улыбнитесь. Убедившись, что малыш смотрит на вас, медленно покачайте головой из стороны в сторону, чтобы он мог прослеживать ваши движения.
  • Наденьте на бутылочку черно-белый чехол, можно использовать полосатый носок. При кормлении кладите ребенка то на правую, то на левую руку, сохраняя тем самым естественную схему кормления, что стимулирует поворот головы ребенка в правую и левую сторону.
  • При кормлении можно надевать яркую косыночку, привлекая внимание малыша к лицу матери.
  • Если члены семьи будут носить яркую, хорошо различаемую одежду, ребенок сможет прослеживать их передвижение по комнате.
  • Нарисованное на картонной тарелке лицо - один из самых привлекательных для младенца предметов. Можно прикрепить его к кроватке, периодически меняя его место расположения.

Благодаря зрительной стимуляции вы развиваете не только зрение ребенка, но и его внимание, память, предметный и социальный опыт, что, безусловно, полезно.

по материалам сайта Даунсайд Ап



Группа Семья Растет на Facebook!

Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.

Последние Комментарии



Пока еще никто ничего не сказал...
Гость
Имя* (4 символа мин.)
E-mail* (не публикуется)
Сообщение:

Вычислите:
ceмьдecят вoceмь минуc тpи
(Ответ цифрами):

комментировать




Бурмистрова Екатерина Алексеевна

Интервью про воспитание ребенка и жизнь семьи

добавить статью
Идеи для обустройства детской зоны на дачном участке.

Большинство детей проводят лето на даче, поэтому хочу вам предложить некоторые идеи, которые помогут вам с пользой и интересом провести это время.

добавить статью
Еда не впрок: продукты, которые нельзя давать на завтрак ребенку

Завтрак – пожалуй, один из важнейших приемов пищи. Он обеспечивает нас необходимыми питательными веществами, заряжая силой и позитивом на весь день. Для ребенка, которому предстоит высокая умственная нагрузка в школе или интенсивная физическая нагрузка в спортивной секции, утренний прием пищи просто незаменим.

добавить статью
Как помочь ребенку выбрать профессию?


Очень сложный вопрос. 

Склоняюсь к специализированным программам, вот сегодня нашла объявление: 
"Школа Успеха Фонда Русской Экономики (FONDRE) открыла набор на новую п

добавить статью
Как научить ребенка не быть эгоистом

Всем хочется, чтобы даже маленький член семьи производил приятное впечатление своими качествами. Однако часто «дай мальчику покататься на самокате» оборачивается не гордостью за ребёнка, а ссорой: «Смотри, он уже сам стал кататься. С воем по земле. Тебе жалко что ли? Ты что — жадина?!». Автор статьи рассказывает — как избежать неловкости, не пряча самокат под плащ, и сделать своего отпрыска щедрым.

добавить статью
Добавить наш Виджет на Яндекс
80+ книг для детей 7-11 лет

Предлагаем вам список книг, которые было бы хорошо прочитать каждому ребёнку за время обучения в начальной школе. Он, как и все подобные списки, далеко не полон и весьма субъективен. Эти книги никак не связаны с программой по литературному чтению. В списке сознательно даны произведения современных авторов и тех писателей, которые мало издавались во времена нашего детства. То, что принято называть классикой детской литературы, известно всем, и вы легко можете сами предложить эти книги своему ребёнку. А то, что написано уже после того, как мы с вами перестали быть маленькими, часто проходит мимо нас, взрослых.

добавить статью
Летние поделки с детьми своими руками

Счастливое летнее время для детей – каникулы, свобода, прогулки, игры, поделки, творчество! Сегодня мы остановимся на поделках своими руками, которые актуально мастерить с детьми летом.

добавить статью
Отношения соседних номеров

Как брата помирить с братом? Как сестру научить не дразнить сестру? Эти и многие другие вопросы обсуждались на встрече клуба многодетных 21 февраля

добавить
Безмолвный крик. Фильм об абортах.

Изображение 12-недельного ребенка появляется на ультразвуковом экране. Мы видим, каким образом совершается аборт на сроке беременности в 12 недель. А сейчас мы увидим фильм - впервые сделанную в реальном ультразвуковом изображении запись аборта.

добавить

Гость
здравствуйте.подскажите пожалуйста какие льготы на лекарства имеют дети из многодетной семьи?У меня четверо детей,трое из них ходят в сад,понятно что если один заболел,значит болеют все(((,лекарств ух...

Сергей
Здравствуйте,

мы не отвечаем на вопросы о том, какие льготы есть, тем более, что в каждом регионе льготы свои. Для получения информации о льготах наполняется раздел далее...

Задайте свой вопрос

Ребенок и уход за ним, Спок Б.

Американский ученый, детский врач и педагог Бенджамин Спок приобрел мировую известность, и уже выросло не одно поколение детей, воспитанных "по Споку"

добавить
Новостная рассылка
Подписаться на новости
подписаться
Последние комментарии

46/0.0533137321472 0.0852100849152