Главная / Статьи / Воспитание и развитие / Проблемы детей / Детское воровство. Почему дети воруют

Материалы, присланные пользователями
Материалы, присланные пользователями

Детское воровство. Почему дети воруют

Комарова Вера ЛеонидовнаКомарова Вера ЛеонидовнаПсихолог Москва

Да, вполне благополучная семья и у ребенка есть абсолютно все и даже больше, а как хочется иметь вон ту ломаную машинку как у Миши или штопанного-перештопанного зайца как у Маши! Попытки и желание родителей дать ребенку всё, что пожелает и по первому требованию не всегда приводят к ожидаемому результату... Зачастую воруется что-то такое, казалось бы, незначительное, но такое важное для ребенка:))! Обратите внимание на это. Да, некоторые дети все равно не упустят момента взять чужое. Поначалу мы все не знали и не понимали, что такое «чужое». Важно объяснять ребенку на том уровне, который доступен для понимания в его возрасте (одними словами и примерами в 2 года, иными – в 12).

Да, встречаются случаи воровства у знакомых и друзей, у близких родственников. Может быть им, деткам, кажется, что это безопасно, что простят, что не заметят, не подумают, пожалеют…

Детское воровство может быть … агрессией по отношению к родителям. Бывает так, что родители в конфликте, не обращают внимания на ребенка, либо слишком контролируют, давят на него, не дают самостоятельности. И ребенок вдруг (?) начинает воровать. Не понятно, как эти вещи связаны? Ребенок пытается привлечь внимание, пытается выразить агрессивную позицию по отношению к взрослым. И если взрослые поймут его мотивы, примут то, что ребенок злится, реагируя на то, что происходит в его семье (или в классе, или в какой-либо другой значимой для него среде), то родители смогут изменить ситуацию. В этой ситуации важно сказать ребенку то, что понимаете его, важно предложить ребенку вместе подумать, как выйти из сложившейся ситуации - скорее всего контакт с ребенком восстановится и подобного больше не повторится.

Кроме того, очень важно, чтобы ребенок понимал моральные аспекты того, что он ворует, т.е. что воровство – это плохо. Понятно, что ребенок может не понимать, что это плохо. У них еще нет понимания «свое-чужое», «плохо-хорошо … Важно дать почувствовать ребенку, что Вы его принимаете и любите, чтобы у него не было ощущения незащищенности, чтобы у него была возможность говорить вам, родителям, напрямую то, что его волнует, чем он не доволен, чего он хочет. Объясните, что вы попытаетесь не ругаться, а понять, почему он так поступил. Изначально идите с посылом, что вы верите в то, что ребенок хороший, любимый.

Важно понять мотивы. Почему ребенок так поступил, что это было за действие с его стороны?

Например, когда к ребенку повышен контроль со стороны родителей: когда родители проверяют все его карманы, когда нарушают его личные границы, не позволяют совершать самостоятельные поступки, принимать свои (пусть и ошибочные!) решения. Может оказаться, что у ребенка нет своего пространства. Вообще… Ворует, чтобы было свое, которое никто другой, даже самый любимый, не смог бы трогать, видеть, знать. Поэтому детское воровство оценивается, как способ спрятать что-то свое от постороннего взгляда любого человека. Важно, чтобы у ребенка было своё пространство, где только он хозяин, то пусть это будет его и только его! Пусть это будет его детская комната, или «волшебная» коробочка, девичий дневник или, как делали многие из старшего поколения, «секретики», которые мы закапывали в землю, а сколько там было ценного (пуговички, красивые стекляшки, записки)!

Или - другая крайность – это когда, наоборот, ребенку не хватает внимания, от мамы и папы в первую очередь. И воровством он привлекает это внимание к себе. Да, вот таким способом он сможет получить внимание родителей, хоть и со знаком «минус» (будут ругать, наказывать)… Вот и таким вниманием ребенок очень часто довольствуется.

Тут важно сохранить баланс между излишним контролем и опекой, касающейся личной жизни ребенка, и тем обстоятельством, что ребенок кажется никому не нужным, существующим автономно, сам по себе.

Ребёнок растёт тем более уверенным и более спокойным, не нуждающимся в дополнительной релаксации, к которым относится не только алкоголь, наркотики, но и попытки завоевать авторитет у сверстников путём подкупа, путем совершения «смелых» поступков и т.п.,чем меньше у него выражено внутреннее противоречие. Внутреннее противоречие может появиться, если ребёнок лишен возможности, в равной степени, принимать каждого из своих родителей, если ребёнок должен «присоединиться», пусть даже только мысленно, к одному родителю против другого. Тогда, когда родители в конфликте между собой, когда используют ребенка как средство манипуляции, спекуляции – ребенку плохо и он, как может, выживает!

С чем связано то, отчего дети воруют? С этим важно разбираться родителям, т.к. единой причины, общего мотива – нет. У каждого конкретного случая, у каждой семьи – свои уникальные, присущие только им причины, ситуации. Это может быть и вышеперечисленные причины, и скрытые семейные динамики (системные семейные расстановки!), или наследственность (!), или желание быть «крутым» как кто-то известный (или неизвестный), желание помочь … маме, сделать подарок брату, купить попкорн и билеты в кино для всей компании… Причин множество и важно разбираться деликатно и с уважением к ребенку! Он может это делать вместо кого-то или для кого-то, не осознавая своей неправоты!

Работая с детьми, подростками и взрослыми как аналитический психолог, могу поделиться точкой зрения на детское воровство с позиции психологии объектных отношений.

Необходимо различать: в каких ситуациях ребенок ворует, что он ворует и что он делает с объектом, который украл, как потом относится ко всей этой ситуации.

Многие замечали, что ребенок ворует, если его соблазняет то, что он хотел бы иметь, но у него этого нет. В этом случае логичным оказывается воровство детей, которые лишены в своей жизни важных для них вещей, их уровень жизни хуже, чем у сверстников, и они попросту завидуют. Но как объяснить, что воруют дети из хорошо обеспеченных семей?

При более длительном наблюдении и изучении соответствующей литературы можно прийти к выводу, что за проблемой детского воровства стоит нечто большее, чем просто импульс обладать тем, чего у них нет. Для этого рассмотрим такое понятие каксимволическое мышление. Его основы закладываются на самых ранних стадиях развития.

Вначале ребенок полностью зависит от матери и ее ухода за ним. Вначале мать создает благодаря своему почти полному соответствию потребностям ребенка возможность переживатьиллюзию, что мать и ее грудь - это часть ребенка. Мать как бы находится под магическим контролем ребенка.

Получая от матери молоко, ребенок символически переживает с ней единство. То хорошее, что есть у матери, ребенок присваивает себе. Это происходит в том случае, если мать находится в ресурсе (физическом и эмоциональном). Если мать истощена (физически, конфликтами, внутренними напряжениями, нестабильностью социально-экономической ситуации в семье), то она присутствует с ребенком формально, ее нет на эмоциональном уровне, она не может раствориться в потребностях ребенка.Подобные примеры мы можем встретить в случае матерей, рано вышедших на работу (в 2-3 месяца жизни ребенка), в ситуации, если мать холодная и отчужденная от своих эмоций (она все старается сделать правильно, но никогда не бывает в контакте с потребностями самого ребенка). При таком сравнении ребенку «не додает материнского тепла» и асоциальная мать, которая просто его бросает, и мать - бизнес-леди, которая ориентирована на бизнес и карьеру, хотя и создает комфортные условия для жизни.

Еслидостаточно хорошая матьв состоянии соответствовать потребностям ребенка, то она берет на себя поддерживающую функциюЯ. У ребенка появляется иллюзия, что грудь или мать - это часть его самого, над которой он обладает магическим контролем, а внешняя реальность отвечает его собственным созидательным способностям. Без такой иллюзии невозможен контакт между психикой и окружающим миром. Постепенно происходит расширение области эмоциональных переживаний младенца, а также формируются механизмы структуры“Я-САМ”.

Винникотт различает две типичные формы выражения антисоциальных тенденций. Этоворовствоидеструктивность. Воровство имеет либидонозный характер и выражает поиски первичного объекта (эмпатической матери), к которому можно проявить любовь. Деструктивность же имеет, напротив, агрессивные черты. Ребенок приобретает внутреннюю стабильность, если мама выдержала его агрессивные импульсы и не ответила агрессией на агрессию, осталась «не разрушенной». Тогда целостной будет психика ребенка.

Самыми ранними симптомами антисоциальных тенденций Винникотт считал жадное, алчное поведение в том, что касается питания (а также его парное дополнение - отсутствие аппетита), нечистоплотность, ночное недержание мочи. В жадном и алчном поведении, которое Винникотт рассматривал какпредтечу воровства, выражается сильнейшее инстинктивное притязание. При достаточно хорошем соответствии поведения матери потребностям младенца жадное и алчное поведение у него, как правило, не проявляется. В этом благоприятном случае оно представлено импульсом любви.

Однако если поведение матери не соответствует потребностям ребенка, то посредством жадного и алчного поведения младенец обычно может потребовать от матери исправить, исцелить этот недостаток. Он как бы забирает то, что изначально принадлежит ему.В практике мы можем встретить ненасытных детей: ненасытность проявляется в отношении к еде, к сладкому, к обладанию игрушками, к развлечениям и т.д. Такой ребенок переживает, что всего «мало». Его внутренний голод никогда не утоляется. Ощущая внутреннюю пустоту (если от мамы нечего было взять), такой ребенок превращается во взрослого, который все время накапливает и ни с чем не может расстаться. Примером является старшее поколение, среди которых много «Плюшкиных» - а вдруг завтра пригодится. Житейская практичность может перерасти в психическое заболевание.

Если ребенок по жизни встречается с людьми, которые могут дарить ему безусловную любовь и эмоциональное тепло, то они как бы на символическом уровне являются для него «более хорошей принимающей мамой», чем их собственная. Расставаясь с таким человеком или самой ситуацией, ребенок хочет оставить себе «частицу хорошей мамы». Пережитое чувство эмпатии и любви в свой адрес проецируется на переходный объект - украденный предмет. Этот украденный предмет на символическом уровне будет означать эмоциональное тепло «родительского объекта». Такое иногда встречается при работе с детьми в детской терапии.

Вспоминаются случаи из практики. Работая психологом в школе (еще училась в институте), проводила тестирование с 9-летним мальчиком. Он оказался из многодетной, почти асоциальной семьи (был 1993 год), был неухоженным и всегда голодным, его родители сильно пили. Помню его навязчивость и прилипчивость. В кабинете брать особо было нечего, но ему было важно, чтобы я хоть что-то давала с собой. Мы подружились, и он много времени проводил со мной.

И теперь, много лет спустя, проводя исследования в интернате, я приносила с собой игрушки, краски и другое оборудование. После того, как закончился учебный год, я забрала свои вещи и не досчиталась нескольких фигурок, которые пользовались особой популярностью у 5-го класса, с которым я работала.

Были подобные случаи и в индивидуальной работе. В течение года проводила игровую терапию с 11-летним мальчиком. После каждого сеанса что-то оказывалось «случайно» унесенным с собой. Мальчик был из семьи с хорошим достатком и как будто ни в чем не нуждался. Позже мы с ним договорились, что он будет просить меня, если ему что-нибудь захочется взять с собой. Его воспитывала одна мама, у которой был свой бизнес. Мальчик также был ненасытным в еде и не переносил ограничений. Дефицит материнского тепла чувствовался во всем его поведении.

Исходя из практической работы, скажу, что для удовлетворения жадности требуются года аналитической работы, и чем раньше родители обращаются, тем лучше результат для ребенка.

Детское воровство. Первый тревожный звоночек для родителей (не настолько тревожный, чтобы впадать в панику!). Такое явление (за исключением клептомании) указывает, на существующие неблагоприятные факторы внутри семейных отношений.

Существует масса, всевозможных ситуаций, выделю несколько из них:

1)Из-за недостатка внимания.Часто происходит, когда родители заняты только своими заботами, контролируя на "автомате" своего ребенка, без эмоционального проявления интереса к его жизни, переживаниям и впечатлениям.

2)Последствия психотравмирующих ситуации.Ребенок оказывается свидетелем семейных скандалов, разборок, алкоголизма, неуважительном отношении родителей друг к другу.

3) Положение золушки.В процессе воспитания часто допускаемая ошибка, ребенок чувствует, что он лишний в семье, особенно проявляется, на фоне безграничной любви и заботе к другому ребенку.

В любом случае, все, так или иначе, крутиться вокруг одной точки, либо недостатке, либо переизбыткевниманияродителей.

Если такое происходит, то в первую очередь, близким окружающим людям следует разобраться в своем поведении.

http://www.all-psy.com



Группа Семья Растет на Facebook!

Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.

Последние Комментарии



Пока еще никто ничего не сказал...
Гость
Имя* (4 символа мин.)
E-mail* (не публикуется)
Сообщение:

Вычислите:
дeвятнaдцaть минуc чeтыpe
(Ответ цифрами):

комментировать




Школа онлайн
Школа онлайн
Идеи для обустройства детской зоны на дачном участке.

Большинство детей проводят лето на даче, поэтому хочу вам предложить некоторые идеи, которые помогут вам с пользой и интересом провести это время.

добавить статью
Школа онлайн
Еда не впрок: продукты, которые нельзя давать на завтрак ребенку

Завтрак – пожалуй, один из важнейших приемов пищи. Он обеспечивает нас необходимыми питательными веществами, заряжая силой и позитивом на весь день. Для ребенка, которому предстоит высокая умственная нагрузка в школе или интенсивная физическая нагрузка в спортивной секции, утренний прием пищи просто незаменим.

добавить статью
Как помочь ребенку выбрать профессию?


Очень сложный вопрос. 

Склоняюсь к специализированным программам, вот сегодня нашла объявление: 
"Школа Успеха Фонда Русской Экономики (FONDRE) открыла набор на новую п

добавить статью
Взять в рамку

«Психологическая мозаика» – новая рубрика семейного психолога Екатерины Бурмистровой. Это короткий и понятный рассказ о разных аспектах детского воспитания с точки зрения возрастной психологии. Ваш ребенок впервые увидел агрессивного водителя маршрутки, подвыпившего папу или мама чего-то испугалась и сильно кричит? Как «взять в рамку» подобные ситуации и попробовать нивелировать детскую травму – об этом Екатерина Бурмистрова.

добавить статью
Добавить наш Виджет на Яндекс
80+ книг для детей 7-11 лет

Предлагаем вам список книг, которые было бы хорошо прочитать каждому ребёнку за время обучения в начальной школе. Он, как и все подобные списки, далеко не полон и весьма субъективен. Эти книги никак не связаны с программой по литературному чтению. В списке сознательно даны произведения современных авторов и тех писателей, которые мало издавались во времена нашего детства. То, что принято называть классикой детской литературы, известно всем, и вы легко можете сами предложить эти книги своему ребёнку. А то, что написано уже после того, как мы с вами перестали быть маленькими, часто проходит мимо нас, взрослых.

добавить статью
Зимние поделки

Зима в нашей полосе длится долго. Чем можно занять ребенка долгими зимними вечерами? Почему бы не заняться с ним изготовлением зимних поделок?! В этой статье вы найдете большое количество самых разнообразных зимних детских поделок. Поделки на зимнюю тему различаются по уровню сложности. Есть совсем простые зимние поделки своими руками, с изготовлением которых справятся даже дошкольники. Есть более сложные зимние поделки, рассчитанные на детей школьного возраста и взрослых. Многие делают зимние поделки на конкурс в детский сад или школу. Но даже если перед вами не стоит задача победить в конкурсе поделок на зимнюю тему, мы все равно рекомендуем вам обязательно сделать хотя бы одну какую-нибудь детскую зимнюю поделку из нашей замечательной подборки.

добавить статью
Зависимости и созависимость в семье

Встреча со специалистами по зависимостям. Обсуждение вопросов связанных с возникновением наркомании, алкоголизма и интернет зависимости у подростков.

добавить
Безмолвный крик. Фильм об абортах.

Изображение 12-недельного ребенка появляется на ультразвуковом экране. Мы видим, каким образом совершается аборт на сроке беременности в 12 недель. А сейчас мы увидим фильм - впервые сделанную в реальном ультразвуковом изображении запись аборта.

добавить

Альгина
Здравствуйте, Екатерина!
Я была у вас на личной консультации со старшим сыном, ваши советы нам очень помогли, большое вам спасибо. Хочу спросить про младшую дочку. Ей 2 годика, она полностью разг...

Бурмистрова Екатерина
Здравствуйте! Если бы Вы написали свою фамилию и как зовут сына, я наверняка Вас вспомнила бы, хотя это совершенно не обязательно. Просто приятно, когда понимаешь, кому отвечаешь.
С Вашей дочкой далее...

Задайте свой вопрос

Роды без страха, Грантли Дик-Рид

Страх перед предстоящими родами всегда беспокоил будущих мам. Зачастую этому способствовала и сама медицина, утверждавшая, что роды без боли невозможны. Выдающийся английский врач Грентли Дик-Рид доказал, что это не так. Его открытие стало настоящей революцией в медицине. Для безболезненных родов важны не только физическая подготовка организма, но и правильный психологический и эмоциональный настрой будущих мам.

добавить
Новостная рассылка
Подписаться на новости
подписаться
Последние комментарии

46/0.056679725647 0.0828468799591