Главная / Статьи / Воспитание и развитие / Проблемы детей / Что такое ПЭП и ММД и как помочь детям с таким диагнозом
Что такое ПЭП и ММД и как помочь детям с таким диагнозом
Практически у каждого ребенка в медицинской карте стоит запись педиатра и невропатолога с диагнозом ПЭП, ММД или СПНРВ (синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости). К сожалению, врачи не часто снисходят до пояснения непонятных аббревиатур. Как следствие этого, родители порой и не знают про диагноз своего малыша и тем более не знают, что с этим делать.ПЭП - перинатальная энцефалопатия, поражение нервной системы, ведущее значение в возникновении которой играет гипоксия (кислородное голодание) плода. Одним из самых грозных осложнений ПЭП является детский церебральный паралич (ДЦП).
ММД - минимальная мозговая дисфункция, нарушение функции ЦНС вследствие микроповреждений коры и подкорковых структур головного мозга. Возникает главным образом в результате кислородного голодания плода во внутриутробном периоде (гипоксия) и в процессе родов (асфиксия), а также в результате родовой травмы. Этот диагноз может быть записан и как МЦД (минимальная церебральная дисфункция). Наиболее частое проявление ММД - это гипердинамический синдром (синдром двигательной расторможенности).
Родителям достаточно сложно связать эти диагнозы с вялостью или, что бывает чаще, с возбудимостью ребенка. Малыш много кричит, при крике у него дрожит подбородок, он часто срыгивает, реагирует на ухудшение погоды. Ко всему этому у него вздувается животик, никак не налаживается стул (частый или, напротив, имеется склонность к запорам). Ребенок плаксив, легко возбуждается и трудно успокаивается, нарушен сон, запрокидывает головку, повышен тонус, страдает от внутричерепного давлении и т.д. и т.п. В дальнейшем, по мере взросления малыша, у него может наблюдаться отставание в речевом развитии, расторможенность, неусидчивость, непослушание.
А ведь многих проблем можно было бы избежать, отнесись родители к проблеме так, как она того заслуживает - достаточно серьезно, но без избыточного драматизма. Названные диагнозы в карте ребенка - это не сигнал к панике, а сигнал к действию! Прежде всего, необходимо проконсультироваться с невропатологом. Если врач не назначил никакого лечения, сказав, что все пройдет само собой с возрастом, то срочно ищите другого врача. Может быть и пройдет, но не у всех, а лишь у части детей. А остальным придется нести этот груз по жизни.
Если у ребенка стоит диагноз ПЭП или ММД, то необходим курс лечения. Какой - это зависит от возраста и конкретного случая. Не надо бояться препаратов, которые назначает врач, даже если эти таблетки пьет Ваша бабушка от склероза! Бабушка нуждается в улучшении мозгового кровообращения, также как и Ваш малыш, только дозировка у них разная. Помимо медикаментозного лечения, малышу необходим массаж, лечебная физкультура, физиотерапия, а впоследствии, если понадобится, занятия с логопедом, психологом. Чем раньше Вы начнете квалифицированное лечение, тем лучше будет результат.
Но только не стоит паниковать и думать, что специалисты обнаружили у ребенка нечто ужасное: к выпускному вечеру расстройство сойдет на нет, однако прежде успеет доставить немало неприятностей своему хозяину, а также хлопот родителям и учителям. Можно ли их избежать? Разумеется! Но, к сожалению, симптомы ПЭП и ММД часто не воспринимаются родителями как патологические и не служат поводом для обращения к невропатологу. Родители очень долго не могут объективно оценить состояние своего ребенка, характеризуя особенности его поведения как "лень", "непоседливость", "нервозность", "избалованность" и т.п.
Ответив "да" на ряд вопросов, родители сами могут определить, есть ли у ребенка основания "претендовать" на диагноз ПЭП и ММД.
- На первом году малыш вызывал беспокойство у врачей в связи с повышенной возбудимостью, нарушениями мышечного тонуса или другими проявлениями так называемой перинатальной энцефалопатии (ПЭП)? И если да, то не пренебрегали ли Вы их рекомендациями, считая, что "само пройдет"?
- Ребенок засыпает с трудом, обычно часто просыпается ночью, ворочается и вскрикивает во сне? Скорее всего, он рано (до 6 лет) отказался от дневного сна?
- Шумным и беспокойным, а подчас прямо-таки агрессивным поведением он напоминает маленького разбойника, не признает запретов, ему трудно сосредоточиться на книге или настольной игре, требующей внимания и терпения?
- Часто бывает не в настроении, плачет и капризничает по малейшему поводу, выглядит хмурым, отличается рассеянностью и частой сменой настроения?
- Чувствует и ведет себя неважно при перемене погоды и магнитных бурях?
- Периодически жалуется на головную боль, носит шапки и панамки большего размера, чем сверстники? Окружность головы годовалого ребенка в норме равна 46 см, в 2 года 48 см, в 3-4 года - 49 см, в 5 лет - 50 см, а затем она увеличивается примерно на 1 см в год до "взрослой" величины - 55-58 см.
- Плохо приживается в коллективе, с трудом привыкает к новой обстановке?
- Кажется неловким и неуклюжим, не вписывается в подвижные игры, требующие слаженности движений?
- Быстро стаптывает обувь, при ходьбе чуть косолапит, ставя ноги носками внутрь, нагружает не всю стопу целиком, а только ее внутренний край и носочки?
- Заикается или неправильно произносит слова, не так хорошо, как хотелось бы, запоминает детские стихи, не может внятно пересказать отрывок из только что прочитанной сказки?
- Перед засыпанием ритмично покачивает головой или раскачивает туловищем, сосет пальцы, обкусывает ногти, машинально перекатывает в руках мелкие предметы или наматывает прядь волос на палец, гримасничает - словом, замечен во "вредных привычках"?
Чтобы подготовиться к школе ребенку с диагнозом ПЭП и ММД, недостаточно выучить буквы и цифры. Главное - укрепить его слабую нервную систему, помочь ей справиться с предстоящей учебной нагрузкой. Чем раньше Вы начнете "приводить в порядок" нервы малыша, тем лучше будет результат. Только от Вас зависит, чтобы лечение не растянулось на долгие школьные годы, а произошло как можно скорее! Лечение будет заключаться не только в микстурах и таблетках (этого не надо бояться), но и в создании определенной обстановки в семье, которая "работала" бы на выздоровление ребенка. Для этого, прежде всего, Вы сами должны правильно понимать, что происходит с малышом и серьезно к этому относиться. Порой он и рад бы быть паинькой и умницей, да с самим собой у него сладу нет. На семейном совете примите к действию ряд пунктов, от которых зависит скорейшее выздоровление Вашего малыша.
- Найдите по рекомендации знакомых и посетите хорошего невропатолога. Обязательно пройдите курс лечения (скорее всего не один) и регулярно (весна и осень) показывайтесь врачу.
- Ребенок должен ложиться спать, вставать по утрам, питаться, ходить на прогулку в одни и те же определенные часы. Привычные действия служат определенными сигналами точного времени, синхронизирующими работу нервной системы, а отступления от режима вносят разлад в нервные процессы.
- Сделайте все возможное, чтобы наладить дневной сон ребенка - ослабленной нервной системе жизненно необходим послеобеденный отдых.
- Не старайтесь часто приглашать в дом гостей, водить ребенка в гости, на вечеринки, в развлекательные клубы и т.п. Нарушается привычный распорядок дня, ребенок получает огромное количество лишних впечатлений и эмоций.
- Возьмите под контроль общение малыша со сверстниками. Оно должно быть непродолжительным и неутомительным. Водить дружбу с расторможенными детьми ему противопоказано. Для знакомства выберите спокойного, неагрессивного ребенка постарше.
- Никогда не выясняйте отношения в присутствии ребенка - ссоры между взрослыми до крайности истощают детскую психику, отдаляя час победы над минимальной мозговой дисфункцией.
- Наложите запрет на телевизор и компьютерные игры: мелькание кадров может спровоцировать судорожный приступ, расшатать далеко не железные детские нервы. Избавьте ребенка от агрессивных зарубежных мультфильмов.
- Не стоит брать малыша в заграничные турне, жаркие страны, загорать с ним на солнцепеке. Лучший отдых для него - на даче в кружевной тени родных яблонь, рябин и берез. Если же ребенку необходим морской воздух и вода, лучше ехать в бархатный сезон и минимум на два месяца.
- Организуйте детский досуг с пользой для здоровья, выделив время для занятий физкультурой, плаванием или подвижных игр на воздухе, улучшающих координацию и точность движений.
- Пусть ребенок больше рисует, вырезает, склеивает, складывает, строит из конструктора, выкладывает мозаику и т.п. Все это поможет разработать мелкую моторику рук, развить зрительную память и пространственную ориентировку.
- Чаще читайте малышу стихи, сказки, слушайте спокойную музыку, детские песенки, народные песни.
- Не водите ребенка дошкольного возраста во все возможные кружки, секции, музыкальную школу, на занятия иностранным языком и на подготовку к школе. До тех пор, пока Вы не справитесь с последствиями ПЭП и ММД, вряд ли ребенок будет делать какие-либо успехи. Кроме вреда это ничего хорошего ни Вам, ни малышу не принесет. Да и в гимназию с двумя иностранными языками с первого класса и экзаменами в конце каждого года тоже не стоит отдавать ребенка. Перед началом обучения в школе поговорите с учителем, расскажите о проблемах малыша, попросите об индивидуальном подходе, в котором Ваш ребенок действительно нуждается.
По материалам сайта http://www.stupenki.org
Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.
Top
Последние Комментарии