Главная / Статьи / Воспитание и развитие / Проблемы детей / Беседа о детской обидчивости
Беседа о детской обидчивости
Беседа про детскую обидчивость
Обидчивость свойственна детям со слабой нервной системой, с ранимой и чувствительной и хрупкой невротической конструкцией. Обидчивость неотъемлемое свойство этих детей. Оно мешает жить и ребенку и его друзьям и близким. И справиться с этой болезненной реакцией очень не просто. На занятиях мы даем детям рецепты против обиды, отделяя обиду от ребенка: стишок, и т.д. и этим самым сообщаем ребенку уверенность в своих силах, в том что он хороший, а обида это всего лишь внешнее, переходящее.
К детским обидам надо относиться с уважением. То, что взрослым кажется ерундой, для ребенка может быть источником серьезного душевного страдания. А самое ужасное, когда ребенок жалуется на обидчика и вместо сочувствия встречает насмешку. Он надеялся, что хоть близкие его поймут и пожалеют, а оказалось, нет. А ему не у кого искать защиты, кроме родителей. Мама, если ее обидели, может позвонить подруге, папа встретиться с друзьями. А ребенку некуда деваться, некому больше пожаловаться.
Над детской обидчивостью никогда нельзя смеяться. Ведь чувство юмора у детей развивается медленно. У маленьких детей оно отсутствует. Взрослые думают, что они ребенка, например, смешно назвали, а ему кажется, что его обозвали. Обиду надо научиться прогонять, отгонять, говоря ребенку, что пока ты обижаешься, в твоем окружении что-то происходит, и много хорошего и интересного ребенок может пропустить. Как мы делаем в сценках про кукол «Катька и Петька». Вот тут уместно посмеяться над обидчивыми персонажами. Такой смех целителен, он не унижает, а наоборот возвышает ребенка. Таким образом, он записывается в сильные, он большой, умный смеется над маленькими глупыми куклами, значит он выше.
Но и с другой стороны, это вовсе не означает, что обидчивость надо холить и лелеять ни в коем случае(!) Посочувствовав ребенку, старайтесь сразу же переключить его внимание на что-то другое, что бы не давать ему возможность «купаться» в вашем сочувствии до бесконечности. Иначе это станет психологическим наркотиком. А когда ребенок уже успокоился не надо спрашивать: «Ну что, уже не обижаешься?». Даже ободряющая фраза типа: Вот молодец! Уже не обижаешься! - пусть косвенно, но способствует ненужной фиксации. Не помнит - и слава Богу.
Склонны обижаться, как правило, те люди, которые чувствуют себя слабыми, нелепыми, смешными, такое ощущение характерно для детей-невротиков c заниженной самооценкой. Поэтому с обидчивостью надо справляться, постоянно повышая самооценку ребенка. Бывает, что обидчив вовсе не ребенок, а мать, которая индуцирует ему свое искаженное мироощущение. Мальчик по складу характера не обидчив, а мама на каждом шагу внушала ему, что его все обижают, от родственников до друзей. Тут приходилось работать с мамой.
Научиться прогонять обиду это программа минимум.
А программа максимум - это пробуждать сострадание к обидчику. Обидчик - это враг, его ребенок хочет сокрушить, но не может, вот что обидно. На наших занятиях со школьниками идет постепенная работа с образом врага. Происходит трансформация образа врага. Сначала мы даем задание найти во враге что-то смешное. А потом найти то, что вызывает жалость. А потом увидеть во враге что-то симпатичное. Это страшно трудно, но вы попробуйте, ведь вы актеры. И последний шаг - постараться увидеть себя глазами своего врага и понять, что же ему в нас не нравиться, за что он нас обижает. Это сложно, но к концу цикла психика ребенка заметно укрепляется, и травмировать ее уже невозможно. И награда для нас это когда дети сообщают нам, что враг перестал быть врагом и с ним установились дружеские отношения.
Начав со стишка и закончив беседу о силе сострадания, мы показали вам простую на бумаге и сложную на деле траекторию психоэлевации.
Источник: www.deti-psyhelp.ru
Автор: Филиппова Ольга Владимировна
Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.
Top
Последние Комментарии