Главная / Статьи / Большие семьи / Точки зрения / Какие обязанности могут быть у детей в семье
Какие обязанности могут быть у детей в семье
РАЗДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙВ современном изменяющемся обществе дети должны стать «партнерами» для родителей и учителей. В выполнении этой нелегкой задачи может помочь многое: взаимное уважение; согласование взглядов; принятие решений сообща; совместная договоренность о целях, правилах или ограничениях; предоставление определенных прав и привилегий.
Принятие на себя обязанностей может возвысить человека как в собственных глазах, так и в восприятии других людей. По мере того как ребенок начинает понимать преимущества сотрудничества, он начинает воспринимать себя как человека, способного оказать помощь другим людям. Лучше всего, когда развитие этой стороны личности ребенка происходит эволюционным путем, т.е. когда ребенок становится полезным и нужным в раннем возрасте и от него ожидают, что со временем он станет еще более самостоятельным и независимым.Основываясь на собственном опыте и жизненных ситуациях, взрослые могут придумать множество самых разных заданий, выполняя которые ребенок будет вносить свой посильный вклад в общее дело. Родители и учителя, которые понимают, что ребенка надо привлечь к выполнению каких-то обязанностей, иногда пребывают в растерянности, не зная, что им делать и чего следует ожидать. Цель статьи — помочь им справиться с этой задачей.
Приучать ребенка к выполнению обязанностей надо постепенно. Вначале установите доверительные отношения, затем в ходе дружеской беседы взрослый и ребенок могут сообща определить то занятие, которое станет вкладом ребенка в общесемейное дело.
При распределении обязанностей взрослому следует помнить о следующих принципах:У детей должны быть не только обязанности, но и права. Если эти права сознательно или под воздействием сиюминутного настроения нарушаются взрослым, то у ребенка это может вызвать чувство подавленности и мстительности, и он будет сопротивляться любым усилиям привлечь его к сотрудничеству.
Следует проинструктировать детей обо всех видах работ, которые надо выполнить. После того как с помощью взрослых они выберут какую-то работу, нужно установить критерии ее качества и по ним уже оценивать выполненную работу вместе с детьми. Дайте ребенку возможность выбрать ту работу, которую ему хотелось бы делать. (Альтернатива «ничего не делать» не рассматривается.) После этого он должен следовать своему выбору или наступает логическое последствие отказа.
При невыполнении работы должно наступить логическое последствие. Заранее обсудите последствия, наступающие при невыполнении поручения.Установите соответствующие сроки выполнения задания. У ребенка будет больше желания справиться с заданием, если он будет участвовать в принятии этих сроков.Меняйте поручения. Выполнение одного и того же задания может очень легко наскучить ребенку. Детям нравится делать новую или необычную работу.
Опирайтесь на здравый смысл при выборе количества дел, поручаемых ребенку. Если он посчитает, что его используют, то может начать «сидячую забастовку».Помните, что вы являетесь образцом для вашего ребенка. Не ждите от него аккуратности и порядка, если сами не способны их поддерживать.
Проверьте ваши критерии. Возможно, вы стремитесь к совершенству при уходе за вашим домом или классной комнатой, или испытываете дискомфорт при малейшем отклонении от заведенного порядка, или вы слишком озабочены тем, что могут подумать другие люди.Научитесь воспринимать дом или классную комнату просто как место для работы и общения членов семьи или класса, а не как отражение вашей персональной значимости.
Никогда, за исключением крайних случаев, не делайте за ребенка то, что он может сделать сам.
Домашние обязанности трехлетнего ребенка- Собрать и положить игрушки в соответствующее место.
- Положить книги и журналы на полку.
- Отнести салфетки, тарелки и столовые приборы на стол.
- Убрать за собой оставшиеся после еды крошки. Очистить свое место за столом.
- Простые гигиенические процедуры: почистить зубы, помыть и вытереть руки и лицо, причесаться.
- Самому раздеться, с некоторой помощью одеться.
- Вытереть за собой следы «детской неожиданности».
- Перенести упаковку с продуктами или баночку с консервами из пакета до нужной полочки. Убрать вещи на нижнюю полку.
- Сервировать стол, в том числе хорошими тарелками (с некоторой помощью).
- Помочь убрать бакалейные товары.
- Под тщательным наблюдением помогать с покупками бакалейных товаров.
- По расписанию кормить домашних животных. Помогать прибирать в саду и во дворе.
- Помогать расстилать и убирать постель.
- Помогать мыть посуду или загружать посудомоечную машину (с некоторой помощью). Протирать пыль с мебели. Намазывать масло на хлеб. Готовить холодные завтраки (хлопья и т.п.).
- Помогать накладывать еду в тарелки на семейных обедах.
- Помогать приготовить простой десерт (положить украшение на кекс, залить сверху мороженое джемом и т.п.).
- Делиться с друзьями игрушками (практика вежливости).
- Доставать из почтового ящика почту.
- Сообщать родителям, когда выходит из дома поиграть, где будет находиться.
- Играть в доме без постоянного наблюдения взрослых и без постоянного с их стороны внимания.
- Развешивать носки, носовые платки на невысоко подвешенной бельевой веревке.
- Помогать складывать полотенца.
- Помогать планировать приготовление пищи и закупку бакалейных товаров.
- Самому приготовить бутерброд или простой завтрак и убрать за собой.
- Самостоятельно наливать себе питье. Сервировать обеденный стол. Нарвать салата-латука.
- Добавлять, согласно рецепту, некоторые ингредиенты.
- Расстилать и убирать постель и убирать комнату.
- Самостоятельно одеваться и прибирать одежду.
- Чистить раковину, туалет и ванную.
- Чистить зеркала, если они низко расположены.
- Сортировать белье для стирки. Складывать в одну кучу белое белье, в другую — цветное.
- Складывать чистое белье и убирать его.
- Отвечать на телефонные звонки.
- Помогать по уходу за двором.
- Оплачивать мелкие покупки.
- Помогать мыть машину.
- Помогать выносить мусор.
- Самостоятельно решать, как потратить свою часть семейных денег, предназначенных для развлечений. Кормить своего домашнего питомца и убирать за ним.
- Самостоятельно завязывать шнурки на своей обуви.
- Самостоятельно подбирать себе одежду по погоде или одежду, соответствующую конкретному случаю.
- Пылесосить коврики.
- Поливать цветы и растения.
- Чистить овощи.
- Готовить простую в приготовлении пищу (хот-доги, вареные яйца, тосты).
- Собирать свой школьный завтрак.
- Помогать развешивать белье на бельевую веревку.
- Вешать свою одежду в платяной шкаф.
- Собирать дрова для камина, костра.
- Собирать граблями листья и полоть сорняки.
- Прогуливать домашних животных.
- Завязывать шнурки на своей обуви.
- Нести ответственность за свои мелкие раны.
- Содержать в чистоте мусорный контейнер.
- Помогать чистить салон автомобиля.
- Приводить в порядок или чистить ящик для столовых приборов.
- Накрывать (сервировать) стол.
- Смазывать велосипед и ухаживать за ним. Запирать его в соответствующем месте, когда он не используется.
- Принимать телефонные сообщения и записывать их.
- Мыть внутренний двор.
- Быть на посылках у родителей.
- Поливать лужайку.
- Следить за велосипедом и иными игрушками или снаряжением, находящимся во дворе.
- Мыть собаку или кошку.
- Тренировать домашних животных.
- Нести пакеты с продуктами.
- Самостоятельно без напоминания вставать по утрам и ложиться спать вечером.
- Быть вежливым, учтивым и уважительным с другими.
- Самостоятельно носить в школу деньги на завтрак.
- Оставлять после себя ванную в надлежащем виде, вешать чистые полотенца.
- Гладить простые вещи.
- Правильно складывать салфетки и раскладывать столовые приборы. Мыть или натирать пол.
- Помогать переставлять мебель; помогать планировать расстановку мебели. Самостоятельно наполнять себе ванну. Помогать другим (если они попросят) в работе. Наводить порядок в своих шкафах и ящиках. Покупать себе одежду и обувь с помощью родителей, выбирать одежду и обувь.
- Менять без напоминания грязную школьную одежду на чистую.
- Складывать одеяла. Пришивать пуговицы. Зашивать распоровшиеся швы. Чистить кладовку.
- Убирать за животными во дворе или в доме. Начинать знакомиться с рецептами по приготовлению простых блюд и учиться их готовить. Срезать цветы и готовить вазу для цветов. Собирать фрукты с деревьев.
- Разжигать костер; готовить все необходимое для приготовления пищи на костре (древесный уголь, еду).
- Красить забор или полки.
- Писать простые письма.
- Писать благодарственные открытки.
- Помогать размораживать и мыть холодильник.
- Кормить ребенка.
- Купать младших сестер или братьев. Полировать столовое серебро, медь или бронзу.
- Чистить обстановку внутреннего двора. Полировать мебель в гостиной.
Домашние обязанности девяти- и десятилетнего ребенка (4-й класс)
- Менять постельное белье и складывать грязное белье в корзину.
- Уметь обращаться со стиральной машиной и сушилкой.
- Отмерять стиральный порошок и отбеливатель.
- Покупать продукты по списку.
- Самостоятельно переходить улицу.
- Самостоятельно приходить на назначенные встречи (к зубному врачу, в школу и т.д., если это находится на расстоянии поездки велосипедом).
- Печь печенье из полуфабриката в коробках.
- Готовить еду на семью.
- Получать свою почту и отвечать на нее.
- Готовить чай, кофе или сок, разливать по чашкам. Ходить в гости.
- Планировать свой день рождения и другие вечеринки. Быть в состоянии оказать простую первую помощь. Мыть семейный автомобиль. Учиться бережливости и экономии.
- Самостоятельно зарабатывать деньги (например, сидеть с детьми).
- Не бояться одному оставаться дома.
- Ответственно распоряжаться некоторым количеством денег.
- Уметь ездить на городском автобусе.
- Ответственно относиться к личному хобби.
- Быть в состоянии взять на себя обязанности лидера вне дома.
- Помогать уложить спать маленьких братьев или сестер.
- Чистить бассейн и близлежащую к нему территорию.
- Самостоятельно выполнять свои дела. Косить лужайку.
- Помогать отцу в строительстве, поделках и выполнении домашних дел.
- Чистить плиту и духовку.
- Самостоятельно распределять время для учебных занятий.
- Отвечать за доставку прессы.
- В школьные дни отход ко сну в определенное время (по взаимному согласованию детей и родителей).
- Принимать на себя ответственность за приготовление пищи для семьи.
- Принимать на себя ответственность за приготовление пищи для семьи.
- Иметь представление о здоровом образе жизни: есть здоровую пищу, поддерживать правильный вес, регулярно проходить медицинский осмотр.
- Предвидеть потребности других и предпринимать соответствующие действия.
- Иметь реалистические представления о возможностях и пределах возможностей.
- Последовательно выполнять принятые решения.
- Проявлять взаимное уважение, преданность и честность во всех отношениях.
- По возможности зарабатывать немного денег.
Журнал "Многодетная семья" №4/2009
Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.
Top
Последние Комментарии
dan4ik22-12-13 15:31:10
словом точнее
dan4ik22-12-13 15:30:29
одним мловом можно назвать помогать
саша06-04-11 14:19:24
спосибобольшоеочень помогло