Главная / Статьи / Большие семьи / Точки зрения / Многодетность - следствие крепости семьи
Многодетность - следствие структурной крепости семьи крепости семьи
Ректор новооткрытого Института христианской психологии священник Андрей Лоргус дал интервью агентству "Интерфакс - Религия". Он, в частности, сказал:
"Проблема однодетности семей, как мне представляется, преодолевается достаточно легко в первом же поколении. Следует рассматривать не историю той или иной семьи в вопросе рождения детей, но и религиозную и мировоззренческую традицию семьи в вопросе структуры семейных отношений.
Если семья была построена по детоцентристскому принципу, где "все лучшее детям", то, скорее всего, в следующем поколении детей не будет вообще или продолжится та же самая тенденция однодетности брака.
Если структура семьи была построена на мужском, отцовском, примате, то есть главенстве мужчины в семье, то есть все основания предполагать, что эта семья будет более крепкой и, как следствие, более многодетной.
Многодетность является следствием структурной крепости семьи. Структура семьи - стержень отношений. С христианской точки зрения семья построена на основе мужского первенства, главенства мужчины - это ее опора, скелет, стержень, охрана. Семья чувствует себя защищенной, семья чувствует себя комфортно и уверенно, когда основой ее является мужчина-муж. Естественно, отношения между супругами задают тон всем прочим отношениям. И тогда многодетность является естественным принципом.
Чтобы увеличивать рождаемость, ничего не надо делать извне. Нужно создать условия, чтобы мужчина и женщина могли составить такую здоровую, духовно естественную семью. Не с точки зрения экономики, а с точки зрения духовного отношения друг к другу, к семье как таковой. Вот об этой традиции следует говорить с христианской точки зрения.
Если мы говорим о денежных пособиях, то это, прежде всего, должны быть пособия семье. Не однодетной одинокой матери и вообще не женщине, и вообще не детям - пособие должно быть семье и выдаваться главе семьи, то есть мужчине. Все пособия должны быть направлены ему, а не детям или женщине. Если государство поддерживает одиноких матерей и однодетную семью - значит, их будет становиться все больше и больше. Что мы поддерживаем, того становится больше.
По поводу льготного жилья. Если эти льготы выдаются семье с несколькими детьми, то есть сначала надо жить в одной комнате в коммуналке или с родителями, чтобы родить троих, а потом получить квартиру, то так едва ли рождаемость увеличится. Льготы на жилье должны выдаваться тем, кто собирается вступить в брак. Если у пары, прежде всего у мужчины, есть возможность построить свое жилье, свой дом, то тогда он охотно будет заключать брак и, естественно, рожать в нем детей.
Пособие одинокой матери должны быть ниже тех пособий, которые государство должно выдавать семье. Сейчас государство поощряет матерей-одиночек. Очень часто мне приходилось сталкиваться как священнику с практикой, когда молодые супруги разводятся, чтобы мать-одиночка получила квартиру. Супруги идут на фиктивный развод. А ведь это тяжкий грех.
Работником должен быть мужчина, а женщина должна быть ориентирована в большей степени на семью и продолжать свою карьеру после того, как дети становятся уже достаточно самостоятельными. Таким образом, женщина может восполнить свое желание реализоваться как профессионал. Семья должна иметь возможность жить и развиваться на основе заработка мужчины.
И задача социума, и, я думаю, в значительной степени государства - выработать меры защиты семьи в случае потери кормильца, распада семьи, катастрофы, несчастного случая. На этот случай должны быть страховки и тому подобное.
Семья и традиционные ценности в современных условиях никоим образом не препятствуют женщине реализоваться как специалисту. Для этого есть все возможности. Женщина-профессионал и при этом многодетная мать - одно не противоречит другому. Когда мы говорим, что женщина должна сидеть дома и быть хозяйкой, то не представляем ее кухаркой, уборщицей, прачкой у себя дома. Это вовсе не так - она может привлечь к своему хозяйству няню, домработницу. Таким образом женщина может высвободить для себя силы и время, чтобы учиться и работать. Во время беременности, грудного вскармливания учатся, защищают дипломы и счастливы. Это трудно, верно. Но для того и должен муж иметь достаточный заработок, чтобы жена не была дома в рабстве домашней работы. Для этого есть прислуга, и это новые рабочие места для молодежи.
Человек обладает, на мой взгляд, очень большим запасом духовного здоровья. И поэтому, если иных воздействий (войны и революции) на человека не будет, то он вернется к традиционным ценностям. Но объективно социальное одиночество в городской среде, конечно, будет преобладать. Город способствует одиночеству. Однако сейчас имеется заметная тенденция и в нашей стране, и в европейских странах - духовно здоровые люди выезжают из города, живут в пригородах, работая, например, в Москве. У человека есть стремление оздоровить свою жизнь.
С христианской точки зрения одиночество - это некая защитная реакция, это ненормальная жизнь человека. Человек стремится любить и быть любимым. Человек стремится жить в семье. Семья - это дом личности. Но что делать, человек несчастен и одинок.
Жизнь за городом, жизнь своим собственным домом восстанавливает традиционные ценности семьи. Когда семья живет в условиях собственного дома, собственного участка, пусть даже очень маленького, тотчас естественным образом восстанавливается ролевое поведение мужчины и женщины. Мужчина занимается строительством, обеспечением, охраной, поддержанием порядка на своей улице, в своем поселке, а женщина - хозяйством, уютом, отношениями в семье.
Наше Отечество слишком богато землей, чтобы не было возможности наделить каждого гражданина участком. Если человека вернуть к земле, к исконному русскому богатству, то откроется шанс коренным образом оздоровить семейные отношения.
Собственно говоря, идея большевиков отнять землю у людей и была направлена на разрушение семьи. Землю отнять, поселить всех в город, разрушить семью и таким образом лишить человека его исконных ценностей и ресурсов.
Уже два десятилетия Церковь активно развивает свою социальную доктрину и социальную практику, а специалистов для этой практики остро не хватает - медиков, психологов, педагогов, социальных работников, волонтеров, которые имели бы специальную подготовку. Наш институт был создан, чтобы восполнить этот недостаток. Нужны профессиональные христианские специалисты, которые, с одной стороны, имеют христианскую систему ценностей, а с другой стороны, обладают специальными психологическими знаниями, необходимыми для такой работы. Поэтому мы и открыли наше учебное заведение как институт дополнительного образования. Мы преподаем христианскую психологию людям, уже имеющим высшее образование. Наши выпускники могут работать в детских домах, интернатах, приходах, монастырских приютах, школах, гимназиях. Там нужны специалисты с христианским образованием. Главное, что их отличает от светских психологов, - это преданность христианским ценностям, богословские знания и психологическая специальная практика, а также особое отношение к человеку, к личности как образу и подобию Божию.
Первое, что должно отличать христианскую психологию от светской, - это глубокая убежденность в том, что человек есть личность. И большой, и маленький, и больной, и престарелый, и в тяжелых жизненных ситуациях, и на высотах духа - он есть богоподобная личность.
|
Tweet | В Мой Мир | ||
Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.
TopТеги: многодетностью отцы семья рождаемость
Последние Комментарии