Strict Standards: Non-static method DbSimple_Generic::connect() should not be called statically in /var/www/semyaras/data/www/semya-rastet.ru/_classes/connect.php on line 15 Strict Standards: Non-static method DbSimple_Generic::parseDSN() should not be called statically in /var/www/semyaras/data/www/semya-rastet.ru/_classes/Generic.php on line 89 Strict Standards: Non-static method DbSimple_Generic::parseDSN() should not be called statically, assuming $this from incompatible context in /var/www/semyaras/data/www/semya-rastet.ru/_classes/Mysql.php on line 35 10 способов правильно мотивировать ребенка. Общие вопросы воспитания.

Главная / Статьи / Воспитание и развитие / Общие вопросы воспитания / 10 способов правильно мотивировать ребенка

Материалы, присланные пользователями
Материалы, присланные пользователями

10 способов правильно мотивировать ребенка

Любой родитель знает, что едвали несамое сложное вовзаимоотношениях сребенком— незаставить, амотивировать его сделать что-то. Чемже все-таки можно, полезно иправильно ихмотивировать. Накакие кнопки следует нажимать— рассказывает Ксения Букша.

Сначала немного теории (действительно мало, так что нерасстраивайтесь). Любая система мотивации работает тогда, когда существует устойчивая цепь:

Ястараюсь => уменя получается => есть приятный мне результат => ястараюсь...

Любое размыкание этой цепи ведет ктому, что мотивация неработает.

Примеры:

1. Ребенок сдисграфией старается писать правильно, нопока недозреет мозг инебудет проведена определенная коррекционная работа, унего небудет получаться. Правила учить бессмысленно. Цепочка разомкнута уже напервой стрелке.

2. Ребенок знает, что если постарается, томожет вымыть посуду хорошо, ноему просто скучен этот результат— внем нет ничего интересного или приятного для него. Цепочка разомкнута навторой стрелке.

3. Уребенка плохой контроль над импульсами, или оннапрочь неверит всебя. Онзнает, что если постарается, тосделает, иему нравится, когда получается, ноего эмоции «незапоминают», что заусилиями следует приятный результат, ицикл мотивации неформируется. Последняя третья стрелочка очень слабая ипостоянно размыкается.

Теперь посмотрим, какже нам все-таки наладить эти стрелочки, чтобы они работали всегда.

1. Забота

Иногда для поддержки стрелочек мотивации нужно просто находиться вконтакте сребенком иправильно заботиться оего нуждах.

Реальная история. Дима немог сам делать уроки, хотя хорошо соображает ипримеры для него легкие. Ноонпостоянно отвлекался, врезультате дело затягивалось надолго, даирезультат был неочень.

Вчем проблема икак тут можно позаботиться оДиме? Задача «сделать уроки» слишком большая для Диминого неустойчивого внимания. Врезультате разорвана перваяже стрелочка— Дима неможет постараться так, чтобы получилось. Значит, надо нарезать ему эту работу насъедобные кусочки. Мама заводит таймер на15минут ивсе это время молча сидит рядом сребенком. Дима видит, что сидеть осталось совсем недолго, итиканье стрелок само напоминает ему отом, что надо решать дальше. Ровно через 15минут таймер звонит, Дима бежит накухню, пять минут прыгает под музыку, апотом возвращается кзаданию. Мама неуговаривает, ненатаскивает, она просто молча сидит рядом изадает рамки.

Очень быстро Дима стал делать уроки за45минут, ачерез год научился пользоваться будильником сам. Теперь онделает уроки без мамы ибез напоминаний, что казалось всем фантастикой.

Другой пример. Мальчик нехотел ходить вбассейн. Маме удалось выяснить, что дело— вплавках! Они были нетого фасона, имальчик ихстеснялся. Проблема была решена. Через три года подросший мальчик снова отказался ходить наплавание. Мама снова провела исследование ипоняла, что мальчика троллит старший парень вгруппе. Перевели вдругую группу, иснова стал плавать судовольствием. Ноузнать, вчем дело, было нетак-то просто. Анебылобы доверия иконтакта— ипозаботитьсябы неполучилось, имотивация кплаванью зачахла.

2. Совместная деятельность

Когда мыделаем что-то вместе сребенком, тострелочки работают лучше, потому что мыможем незаметно сделать тучасть, которая уребенка неполучается, иварьироватьту, которую онделает сам. Это особенно уместно тогда, когда проблема спервой стрелочкой (стараюсь => получается) или сверой всебя (получилось => получится снова). Ноиесли ребенку просто нехочется делать какой-то скучный кусок работы или учения, совместная деятельность тоже может помочь— нупросто потому, что вместе нетак скучно. Потом ребенок привыкнет, втянется изапомнит, что заскучным куском всегда следует интересный (аесли нет— стоит задуматься, нельзяли достичь результата другим способом), или что скучную работу можно сделать быстро, чтобы поскорее перейти кболее приятным вещам.

3. Маленькие поощрения

«Закаждую красивую букву— одна изюминка».

Это гораздо лучше работает, чем «закаждую красивую страницу— пирожное».

Инамного, неизмеримо лучше, чем «запятерку вчетверти— гаджет».

Пусть наш ребенок умен неполетам, это неважно: ему все равно трудно выносить чересчур длинные дистанции отодной стрелочки додругой. Маленькие, совсем маленькие поощрения действуют некак награда (которой страшно лишиться изакоторой нужно долго итрудно подпрыгивать), акак забавная традиция, как игра. Которую, конечно, нельзя возводить вабсолют ииграть внее наполном серьезе. Изюминки— это милая деталь, гарантия того, что происходящее (например, трудное обучение правописанию) проходит ватмосфере взаимного доверия иприятия. Что само посебе— мотивация.

4. Наше одобрение инеодобрение

Сэтим все психологи призывают неперебарщивать. Дело втом, что видеале взрослый человек должен быть более-менее независимым отоценок окружающих. Аесли подсадить его напостоянное «молодец» и«нет, нелюблю тебя, плохо постарался» (яутрирую, ноподтекст бывает итакой)— станет вечно добиваться одобрения людей. Психологи правы. Ноесли его использовать вмеру, этот метод эффективен иневреден. Прежде всего там, где речь идет непро успехи, апро добро изло. Мыможем идаже должны хвалить маленького ребенка задобрые дела иругать зазлые, итак как наше мнение важно для него, онпривыкнет отличать добро отзла ипотом сможет делать это сам.

Невсе так строго исдостижениями. Вполне возможно хвалить ребенка зато, чего ондобился струдом, говорить ему оего прогрессе, отом, насколько лучше онстал читать или лазить. Это работает! Мотивирует! Важно только, чтобы небыло прямой зависимости: «получилось— похвалили», иначе вместо мотивации получится страх неудачи.

5. Парадоксальные награды

Это когда человек ожидал, что его начнут тупо заставлять, асним доброжелательно поговорили, вошли вположение, помогли. Или когда человек долго старался, ихотя унего были плохие результаты (непоступил, провалил, подвел, невыучил), ародители после этого утешили чем-то хорошим (лучше нематериальным: хорошими словами, поездкой, походом вкафе, номожно инеожиданным небольшим подарком). Такое всегда запоминается. Конечно, тут нужно хорошо чувствовать, как вданном случае подействует наше поощрение. Смысл втом, что человек сам был расстроен иготов махнуть навсе рукой, амыего поддержали. Когда человеку было плевать нарезультат, парадоксальная награда запоражение неподействует.

6. «Сделал!»

«Получилось!» «Сделал!» «Эврика!»— это чувство для тех, кто его испытал, само посебе сильнейший мотиватор снова его испытать. Это азарт, эйфория отуспеха, открытия, достижения. Мозг сам выдает себе награду— порцию эндорфинов, запоминает приятное переживание ижаждет его повторить. Теперь онготов дольше терпеть неудачи, скуку итрудности, потому что уже знает, что заэтим последует награда. Так наш мозг дрессирует сам себя. Что мыможем сделать, чтобы эта цепочка закрепилась? Почаще устраивать такие ситуации, вкоторых ребенок сам делает решающий шаг. Это просто смалышами— они, например, незамечают подсказки иочень радуются, когда угадывают правильный ответ (все помнят эти загадки врифму нановогодних праздниках вдетских садах). Сребенком постарше немного труднее, ноесли постараться— вполне достижимо. Нужно только так рассчитать нагрузку, чтобы онреально выложился, нопри этом несдался инесдулся. Задание должно быть тяжелым, ноненепомерным. Кстати, это здорово умеют хорошие тренеры— именно про таких говорят, что «спорт воспитывает». Нотакже прекрасно воспитывает идругая деятельность, где есть это «сделал!» иесть тот, кто сможет правильно поставить задачу.

7. Поддержка внутренней мотивации

Человек, например, хочет играть наскрипке. Нолень заниматься почасу вдень, опускаются руки при трудностях. Ауспехов (вот этого «сделал!») пока нет— доконцертов еще нерукой подать. Как быть? Поддержка внутренней мотивации состоит втом, чтобы человек постепенно научился получать удовольствие иотмаленьких, внутренних побед (выучил красивую пьесу), ичтобы это удовольствие было таким большим, что помогало перетерпеть периоды, когда получается плохо. Итут простор для нашей фантазии: ирассказы про великих, укоторых тоже невсегда получалось, иистории изсобственной жизни, исоздание атмосферы, ислушание музыки, иразговоры «вокруг» нее. Постепенно начинает формироваться образ «себя-скрипача» (необязательно потом становиться музыкантом, нопока тыиграешь— тыскрипач!), «себя-дзюдоиста», «себя-котолюба», который всегда вовремя меняет лоток. Тоесть внешнее становится внутренним иуже как-то неловко, когда сегодня непозанимался или кота необслужил.

Как ивсе другие мотивации, эта неуниверсальная исработает несовсеми. Кроме того, впримере смузыкой или дзюдо три четверти успеха— хороший учитель. Ноимытоже важны.

8. Коллективная исемейная мотивация

Это насамом деле мощный инструмент при условии, что дети дорожат принадлежностью кгруппе. Как автокресло гораздо безопаснее, если ставить его набазу, так иколлективная мотивация работает гораздо круче, если вобычной жизни эти самые коллективные исемейные ценности приносят нам радость. Если внашей семье «принято» много всего такого, что ребенок любит, тооннормально воспримет итот факт, что унас «непринято» многое изразрешенного сверстникам, или что снего требуют больше, чем сних. Если родители при этом ведут себя умно (непринижают тех, кто неследует такимже правилам, как унас), ребенок вовсе небудет чувствовать себя изгоем или еще как-то страдать.

Ноочень важно следить забалансом приятных иполезных традиций. Обэтом знают умные верующие родители, которые по-разному приучают разных детей кцеркви: «кто-то ивчетыре года может отстоять всю службу, акого-то ивсемь надо просто провести кчаше ипотом увести».

Вне семьи коллективная мотивация тоже работает, имыможем оней напоминать, нотолько впозитивном ключе, не«тыподведешь ребят итренера», а«чтобы ваша команда лучше сыграла».

9. Справедливость

Когда дети становятся немного старше, они начинают интересоваться справедливостью, правилами изаконами. Этот интерес можно использовать для мотивации наразные неочень желанные, скучные или трудные дела. Например, невсе любят помогать подому, заниматься лечебной физкультурой, сидеть смладшими братьями или сестрами. Невсегда хочется ивести себя прилично, особенно когда другие ведут себя плохо. Чувство справедливости может прийти напомощь исоздать мотивацию там, где еенебыло. Это произойдет только тогда, когда речь пойдет одновременно иобобязанностях, иоправах! Справедливо, что если вквартире живут все, тоиуборкой занимаются тоже все— помере сил. Носправедливо ито, что если Леша весь день клеил обои, теперь его святое право— весь вечер просидеть нафорумах про Гарри Поттера, имынебудем его трогать. Разговор осправедливости будет неполон инеправдив, если невспомнить ионесправедливости, которой очень много вжизни икоторую мыможем своими силами сгладить. Иянетолько инестолько облаготворительности или волонтерстве— скорее отом, как мыпомогаем друг другу. Несправедливо, что утебя диабет иприходится все время колоть себя иголкой, номыужасно сочувствуем тебе иможем взнак солидарности, пока тынепривыкнешь, вместе стобой всей семьей замерять друг другу сахар.

Так справедливость становится подпоркой для всех трех стрелочек.

10. Планирование будущего

Работает только состаршими подростками, даитодалеко несовсеми. Ноужесли сработает, тообо всем остальном можно больше небеспокоиться. Нополучится, если: неподменять цель ребенка своей; необескураживать («какой изтебя танцовщик, это надо рано начинать, атынеловкий инеритмичный»); наша цель— продумать вместе сподростком последовательность шагов, каждый изкоторых должен быть понятен исоизмерим; продумавих, мынедавим: человек имеет полное право передумать налюбом этапе процесса, это абсолютно нормальное явление, которое недолжно нас разочаровывать. Наоборот, весьма удивительно, когда этот способ срабатывает. Носрабатывает ведь унекоторых! Иногда очень неожиданно. Поэтому мыонем ипишем.

Иеще немного примеров для иллюстрации:

Ходить вмагазин для прабабушки: семейные ценности исправедливость.

Дополнительно учиться английскому: взависимости отситуации— забота (понять, что именно трудно искучно, сделать это легче иинтереснее); совместная деятельность иподдержка внутренней мотивации (вместе смотреть захватывающий сериал наязыке); планирование будущего (если внем важную роль играет знание языка).

Доиграть уже фактически проигранный командный турнир— коллективная мотивация.

Решать задачки поматематике: если неполучается— забота, совместная деятельность, маленькие поощрения. Когда получается— внутреннее «сделал!» Если задачи становятся важной частью жизни— поддержка внутренней мотивации, планирование будущего.

Удерживание отдрак ивранья: забота (понять, почему дерется иврет, ипомочь достичь этой цели иначе); наше одобрение инеодобрение; если причина вимпульсивности— маленькие поощрения; коллективная исемейная мотивация («унас недерутся иневрут, итынебудешь»); справедливость.

Сделать так, чтобы охотно сидел смаленьким братом: забота, совместная деятельность (показать подростку, как можно нескучно играть смалышом); семейная мотивация.

Научиться тому, кчему нет талантов: забота, совместная деятельность, парадоксальные награды, "сделал!"

Ксения Букша

http://mel.fm



Группа Семья Растет на Facebook!

Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.

Последние Комментарии



  • Гость

    Ольга17-01-19 10:22:56

    Да, из-за пробелов читать сложно. А текст интересный. Если можно, разместите корректный вариант.

  • Гость

    Рушан19-04-16 15:38:12

    Ксения, добрый день!
    Пожалуйста, расставьте пробелы! Текст невозможно читать!

Гость
Имя* (4 символа мин.)
E-mail* (не публикуется)
Сообщение:

Вычислите:
пятьдecят тpи минуc oдин
(Ответ цифрами):

комментировать




Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Женские истории: нам не нравится, как мы выглядим

В определенных слоях нашего общества, да и в русскоязычной культуре в целом, тема телесности, желаний и влечений закрыта или табуирована.

добавить статью
Добавить наш Виджет на Яндекс
Лето с пользой для семьи

О программе «Летняя Школа», ее возможностях и преимуществах 4 июня в 22:00

добавить статью
Школа онлайн
Идеи для обустройства детской зоны на дачном участке.

Большинство детей проводят лето на даче, поэтому хочу вам предложить некоторые идеи, которые помогут вам с пользой и интересом провести это время.

добавить статью
Школа онлайн
Про пространство и порядок

Необходимо, чтобы с раннего возраста у ребенка было свое пространство

добавить статью
Основные принципы здорового питания детей (Часть 1)

Что главное в питании ребенка? Продукты должны быть качественными. Это не значит - дорогими. Это значит - как можно более натуральными. Большинство из нас живет в городах, но даже в городе можно постараться приблизить питание ребенка к природному. Например, поискать натуральное молоко, яйца, чаще использовать овощи и фрукты с дачи.

добавить статью
Личные границы

Ответьте на вопросы и попробуйте почувствовать, как они вам откликаются.

добавить статью
Про пространство и порядок

Необходимо, чтобы с раннего возраста у ребенка было свое пространство

добавить статью
Добавить наш Виджет на Яндекс
Мультфильм-страшилка «Зеленые зубы»

Мультфильм «Зеленые зубы» – обладатель Приза за лучший фильм для детей Открытого Российского Фестиваля Анимационного кино в Суздале.

добавить статью
Пасхальная открытка из цветных ниток

Простая поделка для самостоятельного детского творчества. Подходит для детей от 2 лет.

добавить статью
Поговорим о ювенальной юстиции

Что такое ювенальная юстиция и какие изменения в жизни семьи она несет.

добавить
Безмолвный крик. Фильм об абортах.

Изображение 12-недельного ребенка появляется на ультразвуковом экране. Мы видим, каким образом совершается аборт на сроке беременности в 12 недель. А сейчас мы увидим фильм - впервые сделанную в реальном ультразвуковом изображении запись аборта.

добавить
Журнал

журнал многодетная семья
Продолжается подписка на журнал "Многодетная семья" на 2011 год.
Подписаться можно по каталогу «Роспечать» во всех почтовых отделениях, или заполнив форму на нашем сайте.

добавить журнал

никола
Здравствуйте.Вопрос;почему в нашем государствемне отказывают в дополнительных льготах,ведь теперь как уже 3 месяца мы считаемся многодетной семьёй(трое деток у нас)В соц учреждении нам отвечают что по...

Администратор
1. уточните регион
2. почему вам считают продуктовую корзину, по идее, должны считать прожиточный минимум, вы ничего не путаете?
3. о каких именно дополнительных льготах идет речь?
4. Д далее...

Задайте свой вопрос

Роды без страха, Грантли Дик-Рид

Страх перед предстоящими родами всегда беспокоил будущих мам. Зачастую этому способствовала и сама медицина, утверждавшая, что роды без боли невозможны. Выдающийся английский врач Грентли Дик-Рид доказал, что это не так. Его открытие стало настоящей революцией в медицине. Для безболезненных родов важны не только физическая подготовка организма, но и правильный психологический и эмоциональный настрой будущих мам.

добавить
Новостная рассылка
Подписаться на новости
подписаться
Последние комментарии

51/1.0699737071991 1.085618019104