Главная / Статьи / Воспитание и развитие / Общие вопросы воспитания / Сон приходит на порог...

Сон приходит на порог...
СОН ПРИХОДИТ НА ПОРОГ...
1. Сон-Угомон, или Божество наших предков.
В древности сон почитался как особое существо, обладающее великой силой и властью над человеком. Сон мог принести облегчение несчастному, урезонить буйного, надоумить заблудшего. Сон мог пророчествовать и мог оказаться проклятием. По представлениям наших предков, он состоял в близком родстве со смертью: сон понимался как временная смерть, а смерть - как вечный сон. В качестве свидетельства этих представлений русский язык сохранил для нас выражение "спать мертвецким сном", "уснул навеки".
Существовали поверья, что во сне душа человека отправляется путешествовать в иные миры, где набирается сил и энергии для земной жизни. Нельзя допустить, чтобы по возвращении она сбилась с пути или, отягощенная памятью земных невзгод, не захотела бы возвращаться.
При этом особенно заботились о душах младенцев, маленьких детей. Укладывая спать малыша, его голубили, пели колыбельные песни, чтобы он отошел ко сну с приятием мира в душе.
Ай-люли, люли, люли,
Спи, Ванюша мой, усни.
В няньки я тебе взяла
Ветер, солнце и орла.
Улетел орел домой,
Скрылось солнце за горой.
Ветра спрашивает мать:
"Где изволил пропадать?
Или волны все гонял,
Или звезды воевал?" -
"Не гонял я волн морских,
Звезд не трогал золотых -
Я дитя оберегал, Колыбелечку качал".
(из русского фольклора)
2. Как ложится спать современный ребенок.
Можно не верить в ночные путешествия души (хотя, согласитесь, какое краивое предание!), но нужно запомнить, что момент засыпания для современного ребенка так же важен, как и в былые времена. Отрицательные эмоции, возникающие при словах "Пора спать!", в первую очередь означают нежелание прерывать игры. Но если малыш живет по режиму, он скоро научается различать и другое внутреннее чувство - усталость - и подчиняется его требованиям.Это подчинение должно сопровождаться не только "лишениями", но и ожиданием приятных переживаний.
Что предшествует отходу ко сну? Доверительное, интимное общение с мамой (или другим близким человеком). Все конфликтные ситуации лучше решать за некоторое время до укладывания в кроватку (в худшем случае их разбор надо отложить на утро). Засыпать же ребенку необходимо с тем чувством, что он любим и желанен. Этому чувству нужны ежевечерние, почти ритуальные подтверждения - нежное прикосновение, ласковое обращение, пожелание хороших сновидений. Маленького ребенка нельзя лишать таких подтверждений ни при каких обстоятельствах. Ведь ребенок прощается с мамой! До утра, то есть до следующей, дневной, жизни.
Мама на ночь читает или рассказывает сказку. Это очень правильный переход в мир грез (гораздо более правильный, чем просмотр телепередачи непосредственно перед сном: телеобразы навязывают воображению свои стереотипы, затемняют дневные впечатления). Чтение на ночь к тому же наделяет Слово особым статусом, связанным с передачей интимных чувств.
3. Ребенок и его кроватка.
В соответствии с законами природы ребенок должен любить свою кроватку, как любой зверек - свое гнездышко или норку, и относиться к ней трогательно-ревниво. Ему, например, не нравится, если кто-то посторонний посягает на его "законную территорию". Уступить же свое спальное место - это жест величайшего доверия и щедрости. Об этом ребенка можно просить, но нельзя настаивать.
Со стороны взрослых кроватка требует особой заботы и ухода. Хорошо, если туда стелется цветное белье, по которому "летают" птицы или "ходят" розовые слоны или ушастые медведи. Это все друзья, они зовут: "Иди, иди к нам скорее!"
Раньше (да, случается, и сейчас) над детскими кроватками вешали полог. Полог - аналог крыши. Только крыша над головой создает у человека чувство безопасности, защищенности от непредсказуемости внешнего мира. Помните, как в древности представляли себе устройство земли и неба? Некая плоскость, накрытая куполом-крышкой. Это не только по незнанию, но и исходя из психологической потребности: человеку очень хотелось ощущать мир уютным домом.
Наличие полога нельзя сделать категорическим требованием. Главный контраргумент, который, например, могли бы выдвинуть гигиенисты: полог собирает пыль и препятствует доступу воздуха. Насколько это серьезное возражение, каждый решает сам, исходя из собственных приоритетов и пристрастий.
4. Кто делит с ребенком его кроватку.
Обычно ребенок берет с собой в ночное "странствие" лохматого "друга" - какую-нибудь мягкую игрушку. Сейчас присутствие мягкой игрушки в кроватке ребенка стало почти традицией, передаваемой из поколения в поколение.
Этому есть, например, такое объяснение: наши обезьяноподобные предки, как и современные обезьяны, были покрыты шерстью. Детеныш обезьяны сидит на спине или на животе своей матери, крепко ухватившись за шерсть, - в этом залог безопасности. Поэтому желание малыша перед тем, как заснуть, ощутить рядом что-то лохматое понятно и оправданно. Не нужно отучать его брать в кровать игрушечного медведя. Придет время, он сам с ним расстанется. Единственное, за чем надо следить, чтобы игрушка, которую ребенок укладывает спать вместе с собой, не была огромной и не занимала полкровати.
Кстати, присутствие игрушки в кроватке, к которой ребенок испытывает чувства сродни родительским, можно использовать и в воспитательных целях. Можно попробовать научить ребенка ее укачивать и приговаривать колыбельные. Это умение обязательно пригодится ему в будущем.
5. Сон в детском саду.
Сколько раз вы выслушивали эту мольбу: "Пожалуйста, забери меня после обеда!" Соглашается на любые требования. Все, что угодно, - только бы не спать в детском саду.
По большому счеты дети правы, когда не хотят спать в любом чужом месте, на чужой кровати. Поэтому (непедагогический совет) лучше стараться укладывать их спать дома.
Но, конечно, такая возможность есть не всегда. Тогда надо попытаться убедить ребенка, что, оставаясь в детском саду, он должен не просто лежать в кровати, а постараться заснуть: во-первых, ему нужно дать отдохнуть своим глазкам (они не жалуются, но сильно устают), во-вторых, время во сне идет быстрее.
Чтобы заснуть, надо представить себе своего плюшевого мишку или игрушечную собачку, будто они шепчут: "Баю-бай, баю-бай, поскорее засыпай!" А еще можно попробовать представить себе зонтик Оле-Лукойе, который раскрывается над хорошими детьми. На нем много картинок, а увидит его только тот, кто заснет!..
6. Как научить ребенка застилать свою кроватку.
Научить ребенка утром приводить свою кроватку в порядок не составит особого труда, если вы сумеете сделать это приятным ритуалом. (Помните, что дети - существа крайне консервативные, приверженные к повторяемым действиям. них они бретают ощущение устойчивости мира.) Ребенок вылез из кроватки, а вы к ней его верните, научите говорить слова благодарности:
Спасибо кроватке за мягкие складки,
Спасибо подушке за теплые ушки.
После этого начинайте кроватку заправлять и похваливать:
У кота-воркота
Периночка пухова.
У дитяти маво
Есть получше его.
Натянули простынку. Беретесь ха подушку.
У кота-воркота
Подушечка высока.
У дитяти маво
Есть получше его.
Стелите одеяло.
У кота-воркота
Одеяльце шелково.
У дитяти маво
Есть получше его.
Накрываете покрывалом, сажаете игрушку - сонную няньку - в середине и хвалитесь что есть мочи, поглаживая кроватку:
У кота-воркота
Колыбелька золота,
У дитяти маво
Есть получше его.
Есть получше его
Да покраше его!
Главное - делать это вместе с ребенком, не торопясь, со вкусом, с любовью. И проблем с уборкой кровати у вас в будущем не будет.
Источник: Журнал "Улица Сезам для родителей", № 4, апрель, 1999.
Автор: Марина Аромштам.
|
Tweet | В Мой Мир | ||
Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.
Top
Последние Комментарии