Главная / Статьи / Воспитание и развитие / Общие вопросы воспитания / Насилие над детьми
Насилие над детьми
Ребёнок внутри семьи может непосредственно подвергаться различным видам насилия или может быть опосредованно, психологически вовлечён в насильственные отношения взрослых. В последнем случае ребёнок, как считалось длительное время, выступает в качестве свидетеля насилия. Наиболее неблагоприятной для ребёнка является ситуация, когда физические, эмоциональные или другие виды насильственных действий исходят со стороны обоих взрослых и внутри семьи отсутствует человек, способный обеспечить ребёнку защиту и безопасность.Насилие, осуществляемое в отношении ребёнка со стороны взрослых членов семьи, может носить комплексный характер или проявляться только в определённых разновидностях. Различают четыре основных вида семейного насилия над детьми, каждый из которых может присутствовать в разнообразных по степени тяжести формах.
1. Физическое насилие - преднамеренное нанесение физических повреждений ребёнку родителями или лицами, их заменяющими.
Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида, характеру травм, особенностям психического состояния и поведения детей.
Внешний вид:
- множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, ожоги и пр.) и различную степень давности (свежие и заживающие);
- задержка физического развития, отставание в росте и весе, обезвоживание (для грудных детей);
- признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный вид, сыпь).
К прямым психологическим последствиям физического насилия в отношении ребёнка относят появление характерных эмоциональных реакций - тревоги, страхов, беспокойства. У многих детей, которых подвергали физическим наказаниям, выявляются расстройства сна, аппетита, различные тики, энурезы, анкопрезы и другая неврозоподобная симптоматика.
Возраст 0-6 месяцев:
малоподвижность, безразличие к окружающему миру, слабая реакция на внешние стимулы или её отсутствие, редкая улыбка в возрасте от 3 до 6 месяцев.
Возраст 6 месяцев - 1,5 года:
боязнь родителей, боязнь физического контакта со взрослыми, беспричинная настороженность, плаксивость, замкнутость, испуг или подавленность при попытках со стороны взрослых взять ребёнка на руки.
Возраст 1,5 - 3 года:
боязнь взрослых, редкие проявления радости, плаксивость, реакция испуга на плач других детей, крайности в поведении - от чрезмерной агрессивности до безучастности.
Возраст 3 года - 6 лет:
наличие страхов, пассивная реакция на боль, заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость, негативизм, агрессивность, лживость, воровство, жестокость по отношению к животным, склонность к поджогам.
Младший школьный возраст:
стремление скрыть причину повреждений и травм, уставший вид, сонливость, одиночество, отсутствие друзей, боязнь идти домой после школы.
Подростковый возраст:
побеги из дома, суицидальные попытки, криминальное или антиобщественное поведение, употребление алкоголя, наркотиков.
2. Психологическое (эмоциональное) насилие - периодическое, длительное или постоянное воздействие родителей или лиц, их заменяющих, на ребёнка, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, вызывающее формирование патологических черт характера и нарушение социализации.
2. К формам психологического насилия относят:
Отвержение - вербальные и невербальные действия, демонстрирующие неприятие ребёнка, принижающие его достоинство:
- враждебное отношение к ребёнку, умаление его ценности, унижение, в том числе публичное;
- высмеивание ребёнка за проявление естественных эмоций (любви, горя, печали и т.п.);
- превращение ребёнка в «козла отпущения», постоянная критика в его адрес, частые наказания.
- помещение ребёнка в непредсказуемые или хаотичные обстоятельства;
- оставление его в опасной ситуации;
- нереалистичные ожидания от ребёнка, постановка перед ним сверхсложных задач с угрозой наказания за невыполнение;
- угроза совершения насилия над самим ребёнком;
- угроза совершения над тем, кого ребёнок любит (включая домашних животных)
Изоляция
- последовательные действия, направленные на лишение ребёнка возможности встречаться и общаться со сверстниками или взрослыми как дома, так и вне его;
- необоснованное ограничение или запрещение социальных контактов ребёнка со сверстниками или взрослыми в его среде.
- действия в отношении ребёнка, способствующие развитию у него дезадаптивного поведения (саморазрушающего, антисоциального, криминального, дивиантного и др.);
- побуждение ребёнка к антисоциальному поведению, занятию проституцией, порнографией, преступной деятельностью, употреблению наркотиков, жестокости по отношенью к другим;
- формирование поведения, не соответствующего уровню развития ребёнка (инфантилизм, вынужденное принятие на себя роли родителя);
- воспрепятствование естественному развитию ребёнка, разлучение ребёнка с близкими, лишение его права иметь свои взгляды, чувства, желания.
Игнорирование
- отсутствие эмоционального отклика на нужды ребёнка и лишение его эмоциональной стимуляции:
- нежелание или неспособность взрослого к взаимодействию с ребёнком;
- взаимодействие с ребёнком только в случае крайней необходимости;
- отсутствие проявлений привязанности к ребёнку, любви и заботы.
Особенности психического состояния и физического развития ребёнка, позволяющие заподозрить психологическое насилие:
Задержка физического и интеллектуального развития, нервные тики, сосание пальцев, энурез, печальный вид, соматические реакции (потеря массы тела, ожирение, язва желудка, кожные заболевания, аллергические патологии).
Особенности поведения ребёнка, позволяющие заподозрить подверженность психологическому насилию:
беспокойство, тревожность, нарушение сна, склонность к уединению, подавленность, агрессивность, чрезмерная уступчивость и послушание, заискивающее, угодливое поведение, побеги из дома, угрозы и попытки суицида, проблемы в общении, плохая успеваемость, низкая самооценка.
3. Пренебрежение основными нуждами ребёнка - нежелание или неспособность родителей или лиц, их заменяющих, удовлетворить основные потребности ребёнка, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние, появляется угроза здоровью и развитию.
Под пренебрежением интересами и нуждами ребёнка понимается:
- отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, гигиенического ухода, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от лечения;
- оставление ребёнка без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим, опасным для жизни и здоровья последствиям;
- лишение ребёнка должного внимания и заботы, в результате чего для ребёнка повышается риск стать жертвой несчастного случая, быть вовлечённым в употребление алкоголя или наркотиков, а также совершение преступления.
Недостаток заботы о ребёнке может быть предумышленным или непредумышленным. Во втором случае это может быть следствием неопытности, болезни, бедности или невежества родителей, а так же следствием стихийных бедствий и социальных потрясений.
Особенности внешнего вида ребёнка, позволяющие заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и интересам:
санитарно-гигиеническая запущенность, низкая масса тела, задержка роста, общее отставание в физическом развитии, задержка речевого и моторного развития, утомлённый вид, сонливость, опухшие веки, обезвоживание организма (у грудничков), педикулёз, неопрятная или неподходящая по сезону одежда, хронические инфекции, многократная госпитализация, многократные повреждения от случайных травм или отравлений.
Особенности психического состояния и поведения ребёнка, позволяющие заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и интересам:
Испытывает постоянный голод или жажду, ворует пищу, интенсивно привлекает внимание в себе других людей, легко вступает в контакт с посторонними, не по возрасту самостоятельный, имеет трудности в обучении, низкую успеваемость, проявляет агрессивность, пассивность, подавленность, регрессивное поведение, трудности общения, занимается мастурбацией, демонстрирует делинквентное поведение.
|
Tweet | В Мой Мир | ||
Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.
Top
Последние Комментарии