Главная / О нас / Колонка редакции / Тонкая моторика. Изучаем следующие навыки малышей от 0 до 3 месяцев.
Тонкая моторика. Изучаем следующие навыки малышей от 0 до 3 месяцев.
Это третья часть нашего разговора о навыках малышей от 0 до 3 месяцев.
Рекомендую прочитать мою книгу "Маленькие ступеньки" полностью. А пока мы рассмотрим еще несколько навыков.
ТМ.А.4. ПРОВОЖАЕТ ВЗГЛЯДОМ ПРЕДМЕТ, ДВИЖУЩИЙСЯ ВЕРТИКАЛЬНО.
В параграфе ТМ.А.2 мы концентрировали свое внимание на способности ребенка отслеживать горизонтальные перемещения. Теперь проверим, может ли он провожать взглядом предмет, движущийся прямо перед ним в вертикальном направлении.
Как оценить.
Материалы: Яркая игрушка или ваше лицо.
Способ: Положите ребенка на спинку. Привлеките его внимание к своему лицу или к игрушке, которую вы держите над ним (точнее, над средней линией его тела). Когда он посмотрит на ваше лицо или предмет, начните медленно опускать его вниз, к телу малыша мимо его подбородка. Сделайте три попытки.
Результат положительный, если хотя бы один раз из трех ребенок проследит глазами за вашим лицом или предметом, перемещающимся в вертикальном направлении.
Как учить.
Учить малыша и практиковаться следует так, как указано в параграфе ТМ.А.3, только теперь вы будете перемещать предмет в вертикальном направлении.
ТМ.А.8. ПЕРЕВОДИТ ВЗГЛЯД С ОДНОГО ПРЕДМЕТА НА ДРУГОЙ.
Когда малыш еще только учится фокусировать свой взгляд на разных предметах, бывает, что он теряет фокус, и прежде, чем "поймать" тот или иной предмет снова, его взгляд некоторое время беспорядочно блуждает где-то рядом. Со временем ребенок начинает учиться переводить взгляд с одного предмета на другой целенаправленно.
Как оценить.
Способ: Устройте малыша так, чтобы его тело и голова надежно поддерживались. Возьмите в руки 2 игрушки - по одной с каждой стороны его лица так, чтобы расстояние между его глазами и игрушками было приблизительно 25 см. Привлеките внимание ребенка сначала к одной игрушке, потом к другой. Сделайте 3 попытки.
Результат положительный, если малыш, хотя бы 1 раз из 3, посмотрит сначала на одну игрушку, потом на другую.
Как учить.
Сначала попробуйте побудить ребенка перевести взгляд с вашего лица на игрушку, или наоборот. Заговорите с ним, и когда он на вас посмотрит, слегка помашите игрушкой, чтобы привлечь его внимание к ней. Когда малыш посмотрит на нее, заговорите с ним снова - верните его внимание к себе. Затем начните работать с двумя игрушками. Для начала лучше всего взять погремушки с громким звуком.
Игровое время и участие в повседневных занятиях.
Навык, который мы здесь рассматриваем, легко отрабатывать в процессе обычной повседневной деятельности. Так можно перед кормлением побудить малыша посмотреть сначала на ваше лицо, потом на бутылочку, во время купания - перевести взгляд с вашего лица на пищащую игрушку. Когда ребенок сидит на своем стульчике и смотрит, как вы работаете, было бы полезно иногда отрываться, чтобы показать ему два каких-нибудь предмета. В такой ситуации это могут быть не игрушки, а предметы, с которыми вы работаете. Если вы заняты и не можете сидеть с малышом, убедитесь, что в его комнате есть игрушки - 2 или больше, - которые подвешены так, что он может практиковаться сам.
Закрепление и развитие навыка.
Когда ребенок уловит смысл этого занятия, попробуйте поэкспериментировать с разными расстояниями. Это поможет активизировать способность малыша фокусировать взгляд. Продолжайте побуждать его смотреть сначала на ваше лицо, а потом на предмет или игрушку. Для успешного проведения речевых занятий большое значение имеет умение ребенка внимательно смотреть на предметы вместе со взрослым (см. главу 2 книги 3).
ТМ.А.9. ИЗУЧАЕТ ГЛАЗАМИ ПРЕДМЕТ, КОТОРЫЙ ДЕРЖИТ В РУКЕ.
Когда ребенок впервые начинает схватывать разные вещи, он может и не смотреть на то, что оказывается у него в руке. Умение смотреть на предмет, который держишь в руке, требует как способности хорошо фокусировать взгляд, так и способности в достаточной степени контролировать свои движения, чтобы суметь поднять предмет и удержать его в относительно неизменном положении.
Как оценить.
Материалы: Маленькая легкая погремушка.
Способ: Понаблюдайте за ребенком, когда он держит в руке погремушку.
Результат положительный, если малыш поднимает руку с погремушкой и смотрит на нее в течение 2-3 секунд.
Как учить.
Проверьте, достаточно ли хорошо у игрушки сбалансирован вес. У некоторых игрушек одна часть бывает утяжеленной, и ребенок, пытаясь поднести ее к глазам, может, в конце концов, ударить себя ею по лицу.
Кроме того, важно, чтобы у малыша была хорошая опора. Если ему трудно поднять игрушку вверх, попробуйте усадить или уложить его так, чтобы обеспечить опору плечу и предплечью.
Следует заметить, что многие дети сначала изучают собственные ручки, а потом уже другие предметы. Положение, в котором малыш делает это наиболее охотно, подскажет вам, как его лучше усадить, чтобы у него был стимул посмотреть и на предмет, который он держит в руке.
Обсуждаемый навык удобно отрабатывать вместе с умением хватать (параграфы ТМ.Б.6,12). Когда в руке у ребенка оказывается какой-нибудь предмет, помогите ему несколько секунд подержать его в таком положении, в котором он может его видеть. Если нужно, поддержите его руки, но постепенно старайтесь отказываться от такой помощи. Если малыш опустит руки так, что игрушка выскользнет из поля его зрения, подождите немного, и прежде чем помочь, дайте ему возможность самому поднять руки.
Если ребенок тянет игрушку прямо в рот, разрешите ему сначала пососать ее немного (это один из способов исследования окружающих предметов), а потом помогите подержать игрушку так, чтобы он мог ее видеть.
Закрепление и развитие навыка.
Когда ваш малыш научится держать в руках 2 предмета (ТМ.Б.13), попробуйте побудить его посмотреть сначала на один, потом на другой.
ТМ.А.10. ЛЕЖА НА СПИНКЕ, СЛЕДИТ ЗА ПРЕДМЕТОМ, ОПИСЫВАЮЩИМ ДУГУ В 180 ГРАДУСОВ В ПЛОСКОСТИ, ПЕРПЕНДИКУЛЯРНОЙ ЕГО ТЕЛУ.
Ребенок, научившийся провожать глазами предмет, который описывает дугу в 90 градусов, может начать учиться следить за предметом, который описывает дугу в 180 градусов, и при этом пересекает среднюю линию его тела.
Как оценить.
Материалы: Яркая игрушка, например, красный шерстяной помпон.
Способ: Действуйте так, как указано в параграфе ТМ.А.3, только теперь описывайте предметом дугу в 180 градусов.
Результат положительный, если ребенок плавно провожает взглядом предмет, описывающий дугу приблизительно в 180 градусов.
Как учить.
Начните с 90 градусов (это навык ТМ.А.3), и постепенно отводите свое лицо или игрушку все дальше, пока угол не составит 180 градусов. Некоторым детям на первых порах трудно бывает плавно повернуть голову с одной стороны на другую. Поэтому сначала вы можете своей рукой легонько поддерживать головку малыша. Однако по мере того, как он будет все лучше управлять своими мышцами, вам следует уменьшать вашу помощь.
Игровое время и участие в повседневных занятиях.
Здесь можно сослаться на параграф ТМ.А.3, только теперь мы будем отрабатывать умение отслеживать более длинную дистанцию, требующую большего поворота головы (180 градусов).
Закрепление и развитие навыка.
Когда вы ходите по комнате, разговаривайте с ребенком, побуждая его следить за вами взглядом.
После того, как малыш научится управлять движением своей головки в сидячем положении, предоставьте ему возможность отрабатывать обсуждаемый навык также и сидя.
Когда он будет в состоянии совершенно уверенно провожать глазами движущиеся объекты, он начнет использовать это умение в самых разных ситуациях, и необходимость в специальных "уроках" отпадет. Тем не менее, время от времени следует внимательно наблюдать за поведением малыша, проверяя, использует ли он свой новый навык в повседневной жизни.
ТМ.А.11. СМОТРИТ НА МАЛЕНЬКИЙ ПРЕДМЕТ.
Чем точнее малыш фокусирует свой взгляд, тем мельче предметы, на которые он может смотреть.
В данном параграфе мы поговорим об умении смотреть на предметы, размером с изюминку.
Как оценить.
Материалы: Изюминка или другой столь же маленький предмет. Положите изюминку на бумагу такого цвета, чтобы она четко выделялась на ее фоне.
Способ: Усадите малыша и поднесите к нему бумагу с изюминкой, держа ее на расстоянии 20-25 см от его лица. Легким постукиванием по бумаге, привлеките к ней внимание ребенка. Скажите: "Посмотри!"
Результат положительный, если малыш в течение 2-3 секунд будет смотреть на предмет, лежащий на бумаге.
Как учить.
Определите самый маленький предмет из тех, на которых ваш ребенок может сфокусировать свой взгляд, и подольше потренируйтесь с предметами такого размера. Затем начните постепенно уменьшать размеры предлагаемых вниманию малыша предметов, пока не дойдете до размера изюминки.
Включите в работу какие-нибудь звенящие предметы, например, маленькие колокольчики. Хороши также блестящие безделушки.
Важно, чтобы ваши предметы хорошо выделялись на фоне поверхности, на которой они лежат. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы предмет и фон были контрастных цветов.
Игровое время и участие в повседневных занятиях.
Разумеется, вы не можете позволить себе оставить малыша наедине с мелкими предметами. Однако не огорчайтесь, потому что в этом возрасте ребенку интересно все, и у него будут неисчерпаемые возможности для практики. Цветы в саду, монетки, кусочки пищи, детали конструктора старшего ребенка, блестящие сережки - все может стать предметом его внимания.
Закрепление и развитие навыка.
Немного позже вы начнете учить малыша брать маленькие предметы в руку. Если пока вы не планируете решать эту задачу, продолжайте упражняться так, как мы предложили выше. Наблюдайте за ребенком, проверяйте, замечает ли он мелкие предметы сам.
Авторская колонка Екатерины Бурмистровой. Короткие эссе на актуальные темы. Ждем Вашего отклика и участия
|
Tweet | В Мой Мир | ||
Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.
Top
Последние Комментарии